Защитники кузбасской Черемзы требуют от государства по миллиону за незаконное преследование
Участники видеообращения против строительства углепогрузки в районе кузбасского поселка Черемза подали иски о возмещении убытков и морального вреда за незаконное преследование. Ранее истцы были признаны виновными в совершении административного правонарушения, но областной суд эти решения отменил.
Юрист Евгений Ильченко подал два иска в Мысковский городской суд о взыскании убытков и морального вреда, причиненных незаконным привлечением к административной ответственности. Об этом он рассказал Тайге.инфо 20 января.
Ильченко представляет интересы двух участников видеообращения, которое записали 18 августа 2020 года жители Кузбасса, требуя прекратить незаконное строительство углепогрузки в районе поселка Черемза.
По словам юриста, обращение записывалось непродолжительное время — минут 15−30. «Никаких требований со стороны сотрудников полиции к этим людям предъявлено не было. Но это видео попало в сеть, и Центр „Э“ некоторых людей смог идентифицировать и направил материалы в отдел полиции с целью привлечения лиц, выявленных по видеозаписи, к административной ответственности», — рассказал Ильченко Тайге.инфо.
В отношении участников обращения Ларисы Неунывахиной и Дениса Олейникова в частности были составлены протоколы по ч. 5 ст. 20.2 КРФобАП (нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования). Центральный районный суд Новокузнецка переквалифицировал дела и признал обоих виновными по ч.1 ст. 20.6.1 КРФобАП (нарушение правил поведения при введении режима повышенной готовности). Однако областной суд решения отменил.
«Я лично подал жалобу по этим делам, где указывал, что переквалификация была незаконной, потому там есть условия, где переквалификация возможна, здесь их не было. Более того, эта статья предусматривает ответственность именно за организацию мероприятия в период введения режима повышенной готовности, а они ничего не организовывали. Областной суд по этой мотивировке прекратил производство за отсутствием состава преступления», — пояснил Евгений Ильченко.
Теперь Неунывахина и Олейников требуют за счет казны РФ возместить моральный вред за незаконное привлечение к административной ответственности в сумме 1 млн рублей в пользу каждого и возместить расходы на юриста.
Помимо этих двух истцов, в суд с такими же требованиями могут обратиться еще порядка семи-восьми человек.
Юрист считает, что иски подлежат удовлетворению, другой вопрос — в каком размере — это уже будет решать суд.
«Здесь у нас люди подверглись административному преследованию, попали в поле зрения отдела по противодействию экстремизму и только за то, что они записали видеообращение. Они вообще ничего не нарушали, и это подтверждается выводами суда второй инстанции — вообще не было никаких правонарушений. Но действия были — протоколы составлялись, они участвовали в суде, суд первой инстанции вынес решение о привлечении их к ответственности. По сути, они пострадали за то, что высказали свое мнение, что нельзя так делать. И действительно нельзя — строительство погрузки в настоящее время не ведется», — пояснил свою позицию Ильченко.
Осенью 2019 года жители Черемзы и ближайших поселков выступили против строительства угольного разреза в Черемзе и углепогрузочной площадки на землях сельскохозяйственного назначения. Но в мае 2020 года во время карантина по коронавирусу у поселений появилась тяжелая техника, которая начала работы в интересах разреза «Кузнецкий Южный».
К лагерю, который организовали протестующие, приезжал ОМОН. Силовики задерживали противников строительства. До объявления Цивилёва об отмене разрешения защитники Черемзы рассказывали давлении на семьи активистов, их работодателей, в том числе с применением административного ресурса и полиции.
21 августа после затяжного противостояния местных жителей с угольщиками губернатор Сергей Цивилёв отменил разрешение на строительство углепогрузки после многомесячного противостояния местных жителей и разгона их лагеря силовиками. В качестве причины было названо отсутствие диалога между угледобывающей компанией «Кузнецкий Южный» и населением. Однако 22 августа к лагерю протестующих вновь приехали силовики.
Позже граждан стали привлекать к административной ответственности за участие в выступлениях против строительства углепогрузки.