Новосибирские сироты без жилья: «Резать все к чертовой матери»
Новосибирск столкнулся с серьезными проблемами при покупке квартир для детей-сирот. Региональное правительство не в полной мере компенсирует затраты на переданные городу полномочия. В очереди стоят уже более 2 тыс. нуждающихся. Суды же фактически заставляют мэрию взыскивать деньги с областных властей.
Под Новый год горсовет Новосибирска вспомнил о проблеме обеспечения сирот жильем. Тайга.инфо рассказывает, как действующая система финансирования привела к патовой ситуации в муниципалитетах.
На декабрьской сессии горсовета депутаты напомнили, что регион передал часть полномочий в сфере соцполитики на уровень муниципалитетов, но не обеспечил деньгами. Они оценивались в сумму более 800 млн рублей, но городу пришлось из собственных средств доплачивать 309 млн, рассказал вице-спикер Антон Тыртышный.
«Хотя областные полномочия переданы, [они] должны передаваться с областными деньгами», — отметил Тыртышный.
По словам главы департамента финансов мэрии Александра Веселкова, у регионального правительства, обещавшего деньги, «позиция разнородная».
«Позиция [Ярослава] Фролова, министра социальной защиты, поддержать [расходы], и они направили письмо в министерство финансов с просьбой выделить требуемую сумму. Позиция министерства финансов — резать все к чертовой матери, — заявил Веселков. — Но есть крайняя инстанция — губернатор. [Мэр] Анатолий Локоть отправил ему письмо».
На письмо, впрочем, ответил министр Фролов. Бумага, по словам вице-спикер горсовета Николая Тямина, носила «дежурный характер».
«Это [просьбы дать денег] — практика не только 2020 года, это и в 2019, и в 2018, и в предыдущих периодах была. Что могу сказать по этому поводу — не оставлять усилий и продолжать решать этот вопрос, но теперь уже на самом верхнем уровне Новосибирской области», — предлагал глава финдепартамента мэрии.
46 млн рублей на квартиры для 2 тыс. сирот
Особенно остро стоит проблема жилья для детей-сирот. По федеральному закону каждому из них после 18 лет положена квартира, но подавляющее большинство ждут их годами. Деньги должны выделять федеральные и региональные власти, а муниципалитеты, по сути, служат операторами и покупают жилье для передачи его сиротам по договорам найма.
В 2020 году на квартиры сиротам в Новосибирске было предусмотрено лишь 46 млн рублей из областного бюджета. При том, что в очереди стоят более 2 тыс. человек.
Вопрос обсуждали в комиссии горсовета по соцполитике еще в марте 2020 года. Тогда ее председатель Николай Тямин признал, что «такими темпами» проблему будут решать «три-четыре пятилетки». Депутаты постановили уже в апреле вызвать на ковер министра труда и соцзащиты области Ярослава Фролова. Но вопрос в итоге внесли в повестку только в мае и сразу же отложили на июнь, а вместо Фролова пришла его заместитель Ольга Потапова.
«Последние три года в бюджете выделяется примерно одна та же сумма, и мы из областного бюджета добавляем в среднем от 10 до 15 млн рублей, — признавала Потапова (цитата по стенограммам горсовета). — <…> Мы проводили мониторинг и узнавали потребность, потому что есть определенная денежная сумма, которая возникла от экономии в тех районах, которые уже провели аукционы и фактически освоили. Но к нам поступило письмо в конце апреля, что мэрия не нуждается в деньгах, несмотря на то, что в городе 1500 детей-сирот, которых нужно обеспечить жильем здесь и сейчас. В письме, конечно, всё было корректно написано. 1500 человек стоят в очереди, и мы на самом деле стараемся гибко подходить непосредственно к городу Новосибирску, с учетом того, что цена квартир достаточно высокая».
Региональное правительство исходило из цены в 48,3 тыс. за квадратный метр при нормативе около 33 кв. м. на сироту. То есть квартира в среднем должна обходится в 1,6 млн рублей.
«Конечно, для Новосибирска это очень низкая цена, именно поэтому мы пошли на соглашение расширения территории приобретения квартир за чертой города, — признавала замминистра соцразвития. — И хочу напомнить об одной дополнительной мере для ребят, которые стоят в очереди и у которых уже право вступило, но на сегодня, к сожалению, не реализовано, в связи с тем, что недостаточно денежных средств. Это — компенсация арендной платы. Сумма у нас не такая большая в областном бюджете, порядка 30 млн. рублей, и очень мало регионов, которые пошли на эту меру поддержки, мы одни из первых, кто принял это решение. 85% получателей этой компенсации как раз жители города Новосибирска. То есть задолженности по компенсации, нет, но есть, безусловно, критерии нуждаемости, по которым человек должен подходить».
133554Квартиры Сиротам и гематоген. На чем зарабатывают депутаты
На октябрьском заседании профильной комиссии депутаты решили подготовить обращение от горсовета в федеральное правительство о «предоставлении детям-сиротам и лицам из их числа жилищного сертификата на приобретение жилья». Его содержание не уточнялось.
Наконец, в декабре на той самой сессии, где поднимались проблемы недофинасирования из областного бюджета, первый вице-спикер Николай Тямин снова заговорил о сиротах.
«Четыре года назад, когда впервые подняли проблему недофинансирования в рамках делегирования полномочий, нас водили всегда по кругу, — заявил Тямин. — Нам министр труда и социальной защиты НСО пообещал создать рабочую группу <…> и все-таки сделать методику правильного расчета и вернуть городу недостающие средства. <…> Нам дают на сегодня на 2 тыс. состоящих на учете сирот, нуждающихся в жилье 46 млн рублей. При этом, дети сейчас стали подавать в суды. И на сегодня более 200 решений суда находятся на исполнении в мэрии. Не исполняя эти решения, мэрию города Новосибирска начинают потихоньку штрафовать. И штрафы мы платим уже из городского бюджета».
В проекте областного бюджета 2021 года расходы на жилье для сирот увеличили на 104 млн рублей, сообщало заксобрание. Но не уточнялось, сколько денег достанется Новосибирску.
Суд обязал мэрию отобрать деньги у области
Центральный районный суд Новосибирска удовлетворяет требования сирот, которые годами не получают обещанные государством квартиры. Нуждающиеся подают иски к мэрии, которая указывает, что из-за недофинансирования из регионального бюджета просто не может исполнять решения. Несмотря на это, решения обязывают именно мэрию предоставить квартиры, хотя и за счет областного бюджета.
«Обязать мэрию Новосибирска предоставить Федотову Максиму Николаевичу жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 30 кв. м., путем выделения субвенций за счет средств областного бюджета Новосибирской области», — говорится в одном из решений Центрального районного суда, которое вынесено в октябре 2020 года.
Сирота Максим Федотов должен был получить жилье еще в 2013 году. В 2015-м он был 84-м в очереди на квартиру, к лету 2019-го стал 364-м, а летом 2020-го — и вовсе 410-м.
«Отсутствие финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, <…> не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору специализированного найма жилого помещения», — сказано в другом решении.
Те, кто выиграл суды, теперь составляют еще одну очередь за квартирами.
Чтобы хоть как-то исполнить решения судов мэрия Новосибирска может подавать иски к региональному правительству в арбитражный суд со ссылкой на решения по гражданским делам. Осенью 2020 года городская администрация выиграла, как минимум два подобных дела, но они касались предоставления жилья инвалидам по договорам социального найма — суд обязал региональные власти вернуть городу убытки, хотя представители облправительства были против.
Тайга.инфо знает о подобных исках, касавшихся и сирот, но на момент публикации, и ГАС «Правосудие», и арбитражная картотека «Электронное правосудие» работают с перебоями.
Недостаток денег — главная, но не единственная проблема. Мэрия может просто не освоить дополнительные средства, следует из протоколов заседаний профильной комиссии горсовета и решений судов, которые изучила Тайга.инфо. По данным на конец 2020 года, из 43 аукционов на покупку квартир 22 признаны несостоявшимися из-за отсутствия заявок или несоответствия документов.
Еще одна проблема — новое жилье по столь низкой цене, которую устанавливают власти, можно купить только в отдаленных спальных районах или вообще за чертой города. «У меня на округе, на Родниках, пять домов построили под расселение детей-сирот. И там, конечно, не очень хорошая обстановка, там постоянно дежурит полиция», — признавал депутат Игорь Атякшев.
Представители мэрии, впрочем, говорили в горсовете, что уже покупают жилье на вторичном рынке.
С подобными проблемами сталкиваются и другие города и администрации районов области. Например, как следует из решения Исктимского горсуда по иску одного из сирот, Искитиму вообще не были предусмотрены субвенции на квартиры из регионального бюджета. В Купинском районе местный глава Владимир Шубников был осужден за срыв строительства жилья для сирот, но все равно сохранил пост, потому что в регионе отменены прямые выборы глав райадминистраций. Всего, по данным облправительства на февраль 2020 года, в регионе более 4,7 тыс. сирот старше 18 лет не получили квартиры.
Ярослав Власов
Читайте также: Тайга.инфо узнала, кто покупал у мэрии квартиры по низкой цене