Никто не стал бы шевелиться, если бы не оппозиция: Мазур об отчете Локтя в горсовете
Отчет о работе мэра Новосибирска Анатолия Локтя в горсовете превратится в противостояние «народных депутатов» против «бюрократического маразма», считает руководитель аналитического отдела Тайги.инфо Алексей Мазур. Он изучил документ, удивившись отсутствию там целевых показателей и конкретных шагов по решению проблем. Эксперт уверен, что единороссам придется отвечать за этот «цирк» перед своими избирателями, именно поэтому «наиболее сообразительные» из них уже начали осторожную критику мэра-коммуниста.
Анатолий Локоть отчитается о работе на сессии горсовета 17 февраля.
Отчет мэра перед депутатами до 2021 года никогда не привлекал к себе внимания широкой общественности и не становился медийным событием. Это было рутинное бюрократическое мероприятие с предсказуемым исходом. Подозреваю, что до этого года депутаты, кроме тех, кому это было положено по должности, отчет и не читали. А те, кому положено, читали только свою «подведомственную» часть. И только депутат Наталья Пинус указывала, что отчет не содержит критериев, по которым его надо оценивать, но «опытное большинство» депутатов ее слова игнорировало. Пожалуй, депутатская деятельность одна из тех сфер, где слово «опыт» имеет не положительное, а отрицательное значение.
Все изменилось в этом году. В горсовете появилась несистемная и «неконструктивная» оппозиция, чья цель — не находить взаимопонимание с чиновниками мэрии, а драть их в хвост и гриву. И «традиционный» отчет мэра представляет для этого огромные возможности. Он впечатляюще демонстрирует ничтожество городского управления в Новосибирске, бессмысленность большинства процессов, идущих в здании в центре города. Просто надо это прочитать и осознать.
Впрочем, прочитать не так уж и просто. 122 страницы, в которых подробно перечисляются все действия всех подразделений мэрии. Точнее — не все, но об этом попозже.
Вот пример:
«За 2020 год поступило: более 57,0 тыс. обращений граждан (включая личные приемы руководителей), преобладающая тематика обращений — сфера жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства; 11084 входящих документа.
Организовано проведение двух личных приемов граждан мэром в канун празднования 75-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941−1945 годов, проведен личный прием ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла в формате встречи «За круглым столом».
Осуществлен контроль за рассмотрением письменных обращений и запросов граждан, снято с контроля более 41 тыс. вопросов, изложенных в обращениях. Отправлено адресатам 11305 писем (включая простые, заказные, заказные с уведомлением)".
В этих перечислениях собраны даже комичные и совершенно ничтожные деяния. Коалиция «Новосибирск 2020» даже собрала наиболее абсурдные цитаты из отчета мэрии и устроила голосование граждан по отбору «самых-самых» в семи номинациях.
Зачем депутатам знать, например, о том, что «подготовлены к переплету 330 книг правовых актов мэрии (по 250 листов каждая), из них переплетены 186 книг»?
Большая часть из 122 страниц заполнены подобной эклектикой: сколько мероприятий, сколько совещаний, сколько рассмотрено заявлений.
Хоть с точки зрения потребителя (то есть, избирателя), это какая-то бессмыслица, однако с точки зрения составителей отчета все наоборот, все выглядит абсолютно логично. Отчет ведь о работе мэра и мэрии? А из чего она состоит? Из работы структурных подразделений. Поэтому каждому структурному подразделению дано указание — написать отчет о своей работе. Чиновники честно (на самом деле — нет) и написали, чем именно они занимались в течение прошлого года.
Но отчет стал бессмысленным не от того, что в него напихали много шелухи. Более важно не то, что в нем есть, а то, чего в нем нет.
А в нем, как правило нет ответа на вопрос: «А сколько нужно сделать?» Нет целевых показателей, говоря бюрократическим языком.
Пример:
В рамках исполнения договоров о развитии застроенных территорий мэрией и строительными компаниями переселено 432 человека из 174 жилых помещений, расположенных в 24 аварийных многоквартирных домах.
А сколько всего аварийных домов? Сколько всего людей в них проживает? Нет ответа на этот вопрос. В случае с предоставлением жилья сиротам ответ есть, и сразу становится понятна ничтожность титанических усилий.
В отношении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (по состоянию
2350 квартир нужно, 29 выдано. «Э» — эффективность. Где живут сироты без квартир, помогают ли им с временным жильем? Нет этого в отчете.
Или вот мэрия с гордостью сообщает, что построено 10 новых детских садов. Десятки тысяч новосибирских родителей, стоящих в очереди в детские сады, должны проникнуться восторгом. Однако координатор РДДДО (Российским детям — доступное дошкольное образование) Семён Гунькин оценивает потребность в новых детских садах в 75−100 зданий. И он считает, что Новосибирск недополучил федерального финансирования на такое строительство из-за того, что новосибирские власти скрывают истинное положение вещей. А ведь с 1 января 2021 года очереди не должно быть не только в детские сады с 3 лет, но и в ясли. Однако в Новосибирске процветают частные детские сады с ценами от 10 тыс. рублей в месяц и выше. Как и процветание частной медицины — это свидетельство провала соответствующих государственных отраслей.
Приведу еще пример, когда в отчете написано про работу, а не про результат (а это 90% отчета, наверно).
Проведена экспертиза финансово-экономических моделей, оценка экономической эффективности инвестиционных проектов и предложений: по концессии трамвайных путей Плющихинского жилмассива (по предложению акционерного общества (далее — АО) «Синара — Транспортные машины»); по концессии объектов теплоснабжения города (по предложению общества с ограниченной ответственностью (далее — ООО) «Новосибирская теплосетевая компания»); по модернизации системы наружного освещения города в рамках концессии (по предложениям ООО «Международная светотехническая корпорация «БЛ ГРУПП», компании VITRULUX); по модернизации системы наружного освещения города на условиях энергосервисного контракта (по предложению публичного акционерного общества (далее — ПАО) «Ростелеком»).
Проведена экспертиза — а дальше что? Концессии будут или нет? Результат экспертизы какой?
Об этом ни слова. Догадывайтесь сами.
Как правило, нет в отчетах подразделений даже такой элементарной вещи, как сравнение с предыдущими периодами. По тем же квартирам для сирот, например, в программе Анатолия Локтя на выборах мэра в 2014 году приводятся данные за 2013 год. Тогда сироты получили 80 квартир. А теперь — 29. Отрицательный рост, однако.
Отсутствует раздел «работа мэра», хотя отчет называется «Отчет о результатах деятельности мэра города Новосибирска и мэрии города Новосибирска в 2020 году». В целом, мы понимаем, каких результатов достиг наш мэр, но официальное признание приятно.
Отсутствует какой-то намек на приоритеты в работе мэрии, и результаты по работе в соответствующем направлении. Помните помпезные мероприятия об определении приоритетов в работе мэрии? Но ни по отчетам, ни по бюджету мэрии мы этих приоритетов не видим. Потому что работа департамента по пиару никак не связана с работой других департаментов.
Нет никакой связи между тем, что волнует жителей Новосибирска и тем, что написано в отчете мэрии. Город регулярно строит в десятибальных пробках. Но по отчету мэрии совершенно не видно, что такая проблема существует, или что она волнует мэрию.
Слово «пробки» в отчете мэрии упоминается ровно ноль раз. НОЛЬ.
Ну и вишенка на торте. Напрочь отсутствует отчет об уборке снега. Сколько кубометров вывезено, сколько снега растопили (а уж тем более — почем все это) — НИЧЕГО.
Либо мэрия уже вообще не занимается уборкой снега (это объясняет состояние города зимой), либо очень стесняется об этом рассказывать. Непонятно только, почему депутаты признают такие отчеты удовлетворительными.
Но уже сейчас можно сказать, что отчеты новосибирской мэрии больше не будут прежними. На комиссии горсовета по контролю критика отчета звучала из уст депутатов — единороссов Андрея Гудовского и Дмитрия Колпакова.
Процитирую официальный сайт горсовета:
«Создавалось впечатление, что некоторые руководители давали информацию, чтобы имитировать бурную деятельность. В отчете не отражается эффективность работы, проделанной структурными подразделениями мэрии. Отсутствует сравнительный с предыдущим периодом анализ, анализ выполненных плановых показателей, результаты деятельности комиссии по проведению в городе административной реформы, результаты работы структурных подразделений мэрии Новосибирска в части работы с наказами избирателей и ряд других значимых показателей», — говорил депутат Андрей Гудовский.
С ним согласился заместитель пресдедателя комиссии Дмитрий Колпаков, посчитавший необходимым определить эффективную систему показателей для оценки результатов проделанной за год работы: «Пока мы не навели порядок в структуре документа и в показателях, оценка горсовета будет носить предельно субъективный характер, то есть такой характер, когда нам нечем будет доказать жителям, что мэрия работала хорошо или плохо (а не много или мало). Сегодня именно так: кому-то кажется, что все хорошо, кому-то кажется, что все плохо и мы руководствуется не фактами и объективными характеристиками, а своим субъективным представлением о том, что такое хорошая мэрия в нормальном городе. А пока мы можем только по факту сказать: отчет есть. И, наверное, мы этот факт и должны принять».
Какова риторика! Ничего не напоминает?
Но высказав свою принципиальную позицию, единороссы тут же объявляют благодарность двум вице-мэрам за их плодотворную работу.
А Дмитрий Колпаков предлагает не принять отчет мэра… в 2022 году, если он не будет составлен по-другому. Видимо, пока это предел возможной жесткости и принципиальности депутатов от партии власти. Хотя, казалось бы, что мешает не принять отчет в этом году, что несомненно придаст динамичности в работе мэра и мэрии (и пиетета перед депутатами) на весь следующий год.
Почему же вдруг отчет, чье принятие было дежурной процедурой, вдруг превратился в грушу для битья? И тут хочу сказать пару слов о пользе «неконструктивной оппозиции». Отчет мэра раньше не вызывал никаких эмоций по той простой причине, что и мэрию, и депутатов все устраивало. Ни у кого не было стимулов что-то менять. А конструктивная критика со стороны Натальи Пинус воспринималась как нудное ворчание. Ну что привязалась, какие тебе критерии, всегда так делали и нормально было.
Сейчас же понятно, что коалиция «Новосибирск 2020» попытается превратить принятие отчета в шоу «настоящие народные депутаты против полного бюрократического маразма и цирка». Это шоу будет транслироваться на десятки тысяч новосибирских избирателей. И каждому депутату понятно, что нужно будет как-то объяснять своим избирателям — почему он за этот маразм проголосовал.
Наиболее сообразительные депутаты из «Единой России» сочли за лучшее сдрейфовать на позицию «конструктивной критики». Типа, мы тоже возмущены, но давайте дадим время на исправление.
Естественно, и мэрия не сможет остаться на позиции «все нормально, кушайте что вам дают», ведь для этого ее политические позиции не слишком крепки. Они будут вынуждены менять правила игры. Но никто не стал бы шевелиться, если бы не появилась «неконструктивная оппозиция».