Новосибирские депутаты отметили двойные стандарты полиции на фоне акций протеста
Полиции удалось мобилизовать своих сотрудников для борьбы с мирными протестующими в Новосибирске, но сил для выполнения текущей работы у органов не всегда хватает. Начальник городского УМВД откровенно рассказал о проблемах ведомства, невозможности победить бабушку, которая торгует спиртным, и о том, почему не стоит рассчитывать на увеличение числа участковых.
Начальник УМВД по Новосибирску Юрий Горчаков отчитался перед горсоветом о работе в 2020 году на сессии 17 февраля.
«У меня созрела картина двойных стандартов. 23 и 31 января [на акциях протеста] мы видели, как достаточно энергично ваша структура работала, даже одного нашего коллегу задержали, — заявил депутат Виктор Стрельников. — И я вижу полную апатию по нарушению природоохранного законодательства. Незаконная вырубка леса, слив [отходов] в малые реки, выбрасывание мусора в лесах, строительство незаконных объектов. У меня есть примеры, когда жители не могут дозвониться до полиции, либо полиция просто не выезжает на вызовы по черным лесорубам на моем округе».
Всего в Новосибирске в связи с шествиями 23 и 31 января в поддержку политика Алексея Навального и против действующих федеральных властей были задержаны, по разным данным, 250−300 человек (при общей численности акций, по оценкам Тайги.инфо, не менее 10 тыс.)
Стрельников рассказал, что в итоге жители звонят ему, если видят незаконные рубки: «Выходной день, утро — стоит депутат, стоит начальник отдела по лесным отношениям [из мэрии], часами ждут ваших сотрудников, просто блокируют движение черных лесорубов. В результате ваши сотрудники приезжают спустя несколько часов и, несмотря на калькуляцию мэрии о том, что ущерб более 100 тыс. рублей лесному массиву, ваши сотрудники закрывают дело, передают в министерство природных ресурсов, а министерство природных ресурсов — снова в мэрию. И получается замкнутый круг».
По словам депутата, он уже полгода пытается организовать рабочую встречу. Он предложил выделить какого-то специалиста, который бы отвечал за природоохрану: «Чтобы был какой-то телефон, куда могли бы позвонить человек из управления лесных отношений мэрии или депутат, и чтобы этот специалист мог бы проконсультировать рядовых сотрудников полиции».
Горчаков признал, что городская полиция, наоборот, заинтересована в реагировании на подобные преступления, «потому что в Новосибирске леса крайне мало — каждое преступление мы с удовольствием доводим до конца». Он пообещал проверить информацию депутата.
Еще одна похожая проблема связана с Чемским бором в Советском районе. По словам депутата Антона Бурмистрова, силовики неохотно реагируют на сообщения о нарушении экологического законодательства, включая заезд машин на природоохранную территорию.
Начальник УМВД отметил, что летом полиция, напротив, усиливает патрули в районе пляжей микрорайона ОбьГЭС, но пообещал активизировать работу. Он предложил Бурмистрову переговорить с начальником местного отдела полиции, если остаются точки, которые не охвачены вниманием сотрудников.
Депутат от Первомайки Павел Горшков обратил внимание на подпольные казино. Например, на его округе на улице Первомайская, 198 в бизнес-центре «Квадротека» работают игровые автоматы под видом «компьютерного класса». Буквально на соседней улице находится отдел полиции «Первомайский». Депутат уже обращался к начальнику ГУ МВД по Новосибирской области Андрею Кулькову, но ответа так и не получил.
«Такие правонарушения, к сожалению, надо фикисровать не за день-два. Надо сделать две контрольные закупки, как минимум, — рассказал Горчаков. — На сегодня у нас результат, наверно, самый лучший в России по изъятию [игровых автоматов], возбуждению дел и направлению их в суд. Существует проблема — бывает, что в течение года одну и ту же точку мы выносим по четыре-пять раз. Месяц они выдерживают паузу и закупаются, потому что деньги там нормальные ходят. Сдаем мы это вместе с нашими материалами в Следственный комитет — это не наша подследственность — где проводится соответствующая экспертиза, полгода минимум».
Полиции сложно бороться и с нелегальной торговлей алкоголем. Например, по словам депутата Кирилла Покровского, ему на протяжении уже нескольких лет жалуются на продажу контрафакта в доме по улице Невельского,55. На его личные обращения в полицию и прокуратуру никаких ответов не поступило.
«Если мне память не изменяет, там бабушка живет, которая торгует. Мы на этот адрес раз семь-восемь протоколы составляли, никак [не работает], — рассказал Горчаков. — С этим правда очень сложно бороться. Сейчас мы решили, что если она продает, значит ей кто-то поставляет — решили с этой стороны попробовать. Она непобедимая пока, к сожалению».
У МВД нет возможностей и в полной мере противостоять нелегальной торговле. Оказалось, что и это — системная проблема, которая, вероятно, характерна для многих регионов.
«Ситуация с незаконной торговлей в городе критическая, — заявил депутат Александр Бурмистров. — То, что находится рядом с Ленинским рынком — там прямо на мусорных баках раскладывают какие-то непонятные товары и продают. Это длится годами».
«Два года назад у нас было координационное совещание, где был принят ряд мер — сразу скажу, что взаимодействие у нас стало лучше, — но здесь мы работаем по принципу „одного снесешь, семеро встают“. Почему? На координационном совещании было принято решение, чтобы не мы за ними бегали, а они — за нами. Это заключается в том, чтобы изымать товар и принимать решение санэпидемстанцией. Этот вопрос никак не решился», — признал Юрий Горчаков.
По словам полицейского, чтобы кардинально изменить ситуацию с нелегальной торговлей достаточно выделить место для хранения изъятого товара. Оно должно быть специально оснащено, ведь, как правило, при незаконной торговле речь идет о скоропортящихся продуктах.
«Условий его хранения нет. Никто из нас платить за него не хочет, — добавил начальник УМВД. — <…> Нам нужны средства, чтобы изымать товар. То, что мы завтра 200−300−500 протоколов составим — ничего не изменит с [Ленинским] рынком».
Депутаты несколько раз возвращались к вопросу о нехватке участковых, на которых ложится максимальная нагрузка. Всего в Новосибирске сейчас 450 участковых инспекторов и из них, по словам Горчакова, «рабочий некомплект» порядка 30 человек (те, кто находятся в декрете или в стадии перевода-оформления).
«Есть у нас штат на Новосибирск — четыре с небольшим тысячи человек. Из этого штатного расписания я имею право вносить вышестоящему руководству [просьбу] об изменении штатной структуры. Вот есть 400 участковых, и могу внести предложение, чтобы их сделали 500, — рассказал Горчаков. — Но эти 100 человек я могу набрать только у себя — сократить уголовный розыск, следствие, дознание и назначить участковых. Но соответственно потом мне будет нечего говорить — почему убийства, дела не раскрыли».
Депутат Игорь Кудин спросил полицейского, имеет ли им смысл писать обращения с требованиями увеличить штат. «Я предполагаю, что, если будут какие-то запросы от горсовета, ответ будет такой же — пожалуйста, за счет перераспределения своей штатной численности увеличивайте, — считает Горчаков. — Штатную численность сверх никто не увеличит пока не закончится некомплект — это 400 человек. Ответ будет точно такой же — ребят, укомплектуйте 400 человек и мы рассмотрим дальнейшую вашу нагрузку».
Также полиция выходила с инициативой о ремонте опорных пунктов, но денег на это пока не получили. Губернатор Андрей Травников, по словам Горчакова, обещал рассмотреть вопрос о выделении 10 млн рублей. В МВД ожидают, что решение будет принято.
Горсовет одобрил отчет главного полицейского города. 35 депутатов были «за», пятеро воздержались, один не голосовал.