Двойные стандарты новосибирских чиновников и силовиков в отношении губернатора и мэра
Представитель коалиции «Новосибирск 2020» Андрей Гладченко проводит параллели между делом экс-губернатора Василия Юрченко и продажей мэрией города без аукциона участка на улице Демакова в Советском районе, где планировалось создать сквер. В обоих случаях оценщик земли был одним и тем же, параметры сделки полностью совпадали, однако для Юрченко прокуратура требовала три года заключения, а в действиях нынешнего главы муниципалитета Анатолия Локтя не нашла никаких нарушений. Активист указывает на «вопиющие двойные стандарты» чиновников и силовиков.
Исходные данные: на днях областная прокуратура по многочисленным обращениям, в том числе обращению заксобрания, поискала нарушения в схеме продажи половины сквера на Демакова под коммерческую застройку. Поискала, поискала, да и не нашла! По всей видимости, искала не там. Ей бы следовало заглянуть в собственные архивы. И сейчас мы ей в этом поможем. Как говорится, старожилы помнят. Хотя, тут не надо быть заядлым старожилом, событиям едва исполнилось три года. Многие уже догадались, что речь идет о знаменитом деле Василия Алексеевича Юрченко. О единственном из двух десятков состряпанных против него дел, которое удалось доволочить до суда. Это, так называемое, «Чаплыгинское дело», я подробно освещал из зала судебных заседаний, и я прекрасно помню, как горячо поддерживала обвинение эта же самая Новосибирская облпрокуратура в лице (в лицах) прокуроров Ладошкиной и Наумкина, дай бог им крепкого здоровья и такого же крепкого правосудия по делам их.
Напомню, фабулой уголовного дела против Юрченко послужила продажа земельного участка без проведения аукциона. Так что параллели нынешней «Скверной продажи» с «Делом Чаплыгина» напрашиваются сами собой, и потому я, как инсайдер тех событий, возьму на себя наглость проанализировать, пересекаются ли эти параллели.
Первая параллель: участок на Чаплыгина продан от лица
Первый перпендикуляр: «Газтранском» реализовывал собственный неликвид — землю из-под разрушенного временем и дорогами здания Новосибирского кожвендиспансера (какая звучная была аббревиатура — НКВД). «Газтранском», бывший Жилкомхоз, вел реальную деятельность, а пресловутое здание находилось в собственности этой организации многие лета. Прокуратура настаивала на осуждении Юрченко к трем годам лишения свободы. Что же касается акционерного общества НАИР, то о его существовании общественность с удивлением узнала только в связи с этим скандалом. Тут же въедливые журналисты и дата-волонтеры раскопали, что организация эта никакой жизни не вела, просто лежала на полке и даже умудрилась задолжать по налогам, а налоговая не могла разыскать ее, чтобы вручить требование.
То есть, наделение этой организации-призрака земельным участком было сделано исключительно ради реализации формальной схемы для ухода от продажи через публичные торги. Прокуратура не нашла нарушений.
Вторая параллель: продажа актива организацией, 100% которой принадлежат области, требует одобрения собственника в лице губернатора. Продажа актива организацией, 100% которой принадлежат муниципалитету, требует одобрения собственника в лице мэра.
Второй перпендикуляр: Василий Алексеевич Юрченко не был в то время губернатором, он занимал должность первого вице-губернатора, и не имел распорядительных полномочий в отношении. Однако прокуратура настаивала на осуждении Юрченко к трем годам лишения свободы. Мэр Локоть сам публично признал, что передал землю в НАИР именно с целью ее продажи, следовательно, сам эту продажу согласовал. Прокуратура не нашла нарушений.
Параллель третья: продажа участка на Чаплыгина была проведена в адрес конкретного покупателя — ООО «Тактика», другие покупатели к процедуре допущены не были. Продажа участка на Демакова была проведена в адрес конкретного покупателя — ООО «Городок». Другие покупатели к процедуре допущены не были.
Третий перпендикуляр: прежде, чем состоялась продажа участка по Чаплыгина, несколько лет Новосибирской областью осуществлялась схема вовлечения ООО «Тактика» в совместную деятельность на этом участке, благодаря чему оно потратило многомиллионные средства, как на освоение участка, так и на погашение расходов АО «Газтранском». Злые языки говорят, что это был такой способ «развода московских лохов», широко практикуемый в те времена со стороны некоторых новосибирских чиновников.
Фактически продажа участка была признанием никчемности участия новосибирского партнера в этой совместной деятельности и попыткой очистить деятельность от бюрократических пут. Прокуратура всячески пыталась отрицать понесенные «Тактикой» расходы, игнорируя представленные документы. И настаивала на осуждении Юрченко к трем годам лишения свободы.
Площадка на Демакова была продана в кратчайшие сроки, и злые языки утверждают, что конкретный покупатель- это спонсор предвыборной кампании Анатолия Локтя. Прокуратура не нашла нарушений.
Параллель четвертая: участок на Чаплыгина продан с конкретной целью — строительства на этом месте гостиницы. Участок на Демакова продан с конкретной целью — строительства развлекательного центра.
Четвертый перпендикуляр: строительство люксовой гостиницы было острейшей необходимостью того времени. Город находился в состоянии перманентного позорища, был не в силах нормально разместить иностранных гостей и официальные делегации. Напомню, ни Хилтона, ни Мариотта тогда еще и в помине не было. Возбуждение уголовного дела по Чаплыгина воспрепятствовало строительству гостиницы и на несколько лет отбросило город в этом аспекте. То есть ущерб городу и хозяйствующим субъектам нанесли сами силовики.
Строительство развлекательного центра на Демакова не только не является никакой необходимостью, но прямо противоречит интересам жителей, отстаивающих свое право иметь в этом месте нормальный сквер. Прокуратура не нашла нарушений.
Параллель пятая: продажа участка на Чаплыгина прошла по цене, определенной оценщиком. Продажа участка на Демакова прошла по цене, определенной оценщиком.
Пятый перпендикуляр: в оценке земли на Чаплыгина участвовала фирма «Адвайта» и ее начальник, некто Лебедев. В силу разных причин «Адвайта» делала оценку трижды. И всякий раз рассчитанная цена укладывалась в интервал 18−20 млн рублей. Но это категорически не устраивало сторону обвинения. И потому, по настоянию следствия, внезапно та же самая «Адвайта» совершила четвертую оценку (или может, даже пятую, поправьте меня, если у меня склероз). И, барабанная дробь, стоимость участка подскочила вдвое! Браво, «Адвайта»! Можемте, если хочемте! Именно эту оценку обвинение требовало признать истинной, а все предыдущие — ошибочными. В случае с оценкой земли на Демакова привлечена фирма «А2». И тут Юлия Дрокова раскапывает подноготную оценщика. И это тот же Лебедев, а «А2» — это бывшая «Адвайта», только заново зарегистрированная, с другим ИНН. А прежняя инкарнация «Адвайты» — под ликвидацию, и концы в воду. Прекрасный и независимый оценщик! Всегда рад послужить хорошему заказчику. Прокуратура не нашла нарушений.
Мне кажется, пять номинаций на вопиющие двойные стандарты чиновников Новосибирской областной прокуратуры налицо. Быть может, на них обратит свое внимание и новый прокурор области. А ведь это только пять перпендикуляров, замеченных мной. Быть может, Василий Алексеевич, внимательно посмотрев на «скверную продажу», найдет еще и еще. В общем, история только начинается. Ждем развития событий. Думаю, свое слово должен сказать и Следственный комитет.