Инновационное инвестирование в Новосибирске: судебные тяжбы вместо энергетики
В Новосибирске идет знаковый процесс, который незаслуженно оставался на периферии общественного внимания. Завод «Экран» (входит в группу РАТМ) судится с энергетиками. Сумма претензий — 770 млн рублей, а «крайней» может оказаться электросетевая организация.
Из-за чего идет судебный спор? В 2017 году в электрических сетях произошла авария, которая вызвала нарушение электропитания стеклоплавильной печи №5 и, по мнению завода «Экран», стала причиной ее выхода из строя. При этом пресловутая печь №5 продолжает работать и сейчас, а в 2018 году даже была сдана заводом в аренду по договору, в котором указано, что «оборудование находится в состоянии, пригодном к использованию в производственных целях».
Процесс является знаковым сразу по нескольким параметрам. Во-первых, иск подан по той же самой схеме, по которой «Экран» уже выигрывал процесс у «Новосибирскэнергосбыта» (а фактически — у РЭС). Просто во много раз увеличилась желаемая сумма.
Во-вторых, «конечным ответчиком» снова могут оказаться энергетики-сетевики, хотя они были «передаточным звеном» между «Новосибирскэнергосбытом» (гарантирующим поставщиком) и ЗАО «Экран-Энергия» (дочерним предприятием АО «Завод «Экран»). 770 млн рублей являются для РЭС существенной суммой — это превышает стоимость годовой программы ремонтов. Поскольку РЭС является регулируемой организацией, и выручка предприятия формируется за счет тарифов, фактически сумма иска, в случае его удовлетворения, скажется на качестве и надежности электроснабжения в Новосибирской области.
В-третьих, по информации Тайги.инфо, судебное разбирательство между АО «Завод «Экран» и «Новосибирскэнергосбытом» (РЭС) стало объектом «судебного инвестирования». Смысл судебного инвестирования — инвестор вкладывается в судебные издержки одной из сторон в обмен на долю выигрыша. Обычно она в разы превосходит сумму инвестирования. Но в случае проигрыша суда, инвестиции «сгорают». По информации Тайги.инфо, объем инвестиций в судебный спор превысил 70 млн рублей, при этом данная сумма на порядок меньше суммы самого иска.
Но в это же время «Экран» попытался весь якобы полученный ущерб от произошедшей аварии возложить на «Новосибирскэнергосбыт», а по сути — на РЭС. Однако в деле есть нюансы.
Столь сложное дорогое промышленное оборудование, каким являются стеклоплавильные печи, не должно выходить из строя из-за разового перебоя в электроснабжении. В любом производстве, которое требует непрерывности технологического процесса, должно быть обеспечено резервирование для безопасности работы оборудования. Никто не станет строить завод и вкладываться в дорогостоящее оборудование, которое приходит в негодность после первого аварийного отключения электроэнергии.
И конечно же, такие проектные решения должны были быть и на заводе «Экран». В распоряжении Тайги. инфо есть предписание Сибирского управления Ростехнадзора в адрес завода Экран.
«Не обеспечена непрерывность технологического процесса работы стекловаренной печи №5, допускается перерыв электроснабжения электроприемников, обеспечивающих работу печи, — сказано в документе. — На время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады, технологическое резервирование не осуществлено».
Экспертиза, проведенная специалистами Белгородского государственного технологического университета им.
Печь была стара, и могла сломаться в любой момент. По странному стечению обстоятельств, сроки капитального ремонта и модернизации печи, указанные в техпаспорте, практически совпали с датами подачи исков со стороны завода «Экран». Создается впечатление, что они хотели компенсировать затраты на плановый ремонт и реконструкцию печи за счет энергетиков.
Ответственность за надежность электроснабжения завода несла смежная сетевая организация «Экран-Энергия», от сетей которой и были запитаны электроустановки на стекловаренном производстве, в том числе и печь №5. Как показали итоги расследования с участием Ростехнадзора, длительность перерыва электроснабжения электроустановок завода Экран является следствием неправильных действий персонала «Экран-Энергия».
Эта смежная сетевая организация — дочернее предприятие завода «Экран». И в самый разгар судебного спора было объявлено о ликвидации ЗАО «Экран-Энергия». Суд принял обеспечительные меры по запрету ликвидации предприятия, но в настоящее время «Экран-Энергия» полностью остановила деятельность по передаче электроэнергии (как сетевая организация) и передала все свое имущество заводу «Экран». То есть, если завод выиграет суд у «Новосибирскэнергосбыта», тот регрессным иском отсудит эти деньги у РЭС, а вот РЭС отсудить их у «Экран-Энергия» уже не сможет, потому что там денег нет.
В итоге, это дело может иметь далеко идущие негативные последствия. В данном конкретном случае сумма удовлетворенного иска фактически приведет к невыполнению ремонтной и инвестиционной программ РЭС. Это значит, что какие-то объекты экономики Новосибирской области не получат в срок энергетических мощностей, а надежность электроснабжения рядовых потребителей может снизиться. А в целом инвестиции, вместо того чтобы идти в экономику региона, пойдут истцу и некому судебному инвестору.
Осенью 2020 года в офисе холдинга РАТМ (в него входит АО «Завод «Экран») прошли обыски. В компании заявили, что обыски прошли в рамках дела, возбужденного по ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159 и ч. 1 ст. 303 УК РФ (покушение на мошенничество в особо крупном размере и фальсификация доказательств).
Также в октябре 2020 года Арбитражный суд Новосибирской отказал АО «Завод «Экран» в иске к гарантирующему поставщику (АО «Новосибирскэнергосбыт») о взыскании 770 млн руб. А уже в начале этого года энергетики повторно отстояли свою правоту.
Однако, судя по тому, что судебный инвестор вложил в процесс десятки миллионов, будут использованы все возможности для оспаривания данного конфликта.
«РАТМ Холдинг» — многопрофильная новосибирская корпорация, объединяющая активы оптико-электронного приборостроения, стекольной промышленности, насосостроения, девелоперского и других направлений. Предприятия расположены в регионах европейской части России и Сибири. Его возглавляет известный новосибирский бизнесмен Эдуард Таран.
АО «Новосибирскэнергосбыт» является единственным гарантирующим поставщиком электроэнергии на территории г. Новосибирска и Новосибирской области. Предприятие отвечает за электроснабжение клиентов, закупая электроэнергию на оптовом рынке, регулируя поставку электроэнергии через договорные отношения с сетевыми организациями. Клиентами предприятия являются более 32 тысяч юридических лиц и более миллиона двухсот физических лиц на территории Новосибирска и Новосибирской области.
Акционерное общество «Региональные электрические сети» (АО «РЭС») является системообразующим электросетевым предприятием Новосибирской области. В зоне ответственности компании находится более 53 тысяч км линий электропередачи и 14 тысяч подстанций и распределительных пунктов различных классов напряжения. Приоритетными задачами предприятия являются бесперебойная передача электрической энергии по всей территории региона, качественное обслуживание потребителей электрической энергии и формирование доступной электросетевой инфраструктуры.
Михаил Кузнецов