Неуловимая вонь Новосибирска: областные депутаты лично обнюхают город
Поиску причин вони в Новосибирске посвятили заседание комиссии по экологии члены заксобрания региона. Обсуждение инициировали их коллеги из горсовета. От неприятного запаха в первую очередь страдают жители мегаполиса, но его источник может находиться за чертой города. Областные парламентарии пообещали лично выезжать в места зловония и привлечь к решению проблемы правоохранителей. Пока же горожанам остается утешать себя мыслью о возможной «экологической чистоте» запаха.
В законодательном собрании Новосибирской области в апреле прошло заседание комиссии по экологии. Темой заседания стал поиск источников неприятного запаха в городе Новосибирске и способов борьбы с ним. Обсудить вопрос попросили депутаты горсовета, не имеющие рычагов воздействия на предприятия, расположенные за чертой города. Впрочем, в ходе заседания выяснилось, что потенциальных источников неприятных запахов и в самом городе, и в его окрестностях чуть ли не десятки. Кто из них является основным (и единственный ли он) — непонятно.
В природоохранном законодательстве нет понятия «неприятный запах». Есть загрязняющие вещества, но по ним не наблюдается превышения ПДК (а неприятный запах может быть «экологически чистым»). Ну и к тому же даже полномочий областного правительства недостаточно, чтобы проверить все возможные источники вони, так как некоторые из них должны проверяться федеральными ведомствами. Их представители, впрочем, на комиссии тоже присутствовали.
Председатель комиссии по экологии городского совета Игорь Кудин рассказал о предварительной работе, которую провели депутаты городского совета совместно с общественниками. В частности, был зафиксирован ряд источников неприятных запахов на территории собственно Новосибирска. Они связаны, в основном, с несанкционированными сливами в городские реки или ливневую канализацию. Зачастую невозможно понять, кто находится «на другом конце трубы», из которой в речку течет неприятная жижа. Так, на реке Тула был «затомпанирован» бесхозяйственный коллектор.
Выезжали депутаты с общественниками и «за город», в частности, в свинокомплекс «Кудряшовский», который многие считают «основным подозреваемым». Но руководство свинокомплекса уверяет, что все нормативы соблюдаются, превышений допустимых выбросов нет, и сам свинокомплекс существует уже 45 лет, в то время как истории со зловонием в городе — всего несколько лет. Косвенным доводом служит и расстояние до города в 20 километров.
Достигнута и уже выполняется договоренность с руководством свинокомплекса о переносе сроков внесения органических удобрений, получаемых из твердой фракции навоза, на поля с июля на октябрь-ноябрь.
Но кроме свинокомплекса в окрестностях Новосибирска находится еще ряд мест, откуда может распространяться неприятный запах (птицефабрики, очистные сооружения горводоканала и так далее). Как сообщил Кудин, по его информации, буквально недавно федеральными органами была проведена проверка аэропорта Толмачёво, были выявлены колоссальные нарушения, в части слива биологических отходов, а также слива химических составов в открытое пространство, без проведения каких-либо очистных работ. Речь идет о жидкости, которой обрабатываются самолеты от обледенения, и «фекалке».
В самом Новосибирске есть коллекторы горводоканала, которые служат локальными источниками неприятного запаха.
Большой проблемой являются машины ассенизаторов, которые зачастую сливают отходы в малые речки Новосибирска (или вообще куда придется). В городе есть всего пять точек для официального слива, и этого недостаточно. С другой стороны, нет достаточных административных и законодательных возможностей, чтобы ловить и наказывать нарушителей. Игорь Кудин предложил проработать вопрос об административной ответственности на законодательном уровне.
Выступавший вслед за Игорем Кудиным и. о министра экологии Алексей Севастьянов рассказал, что в министерство поступило 60 жалоб в 2020 году в отношении потенциальных источников запахов, таких, как свинокомплекс «Кудряшовский», МУП «Горводоканал», аэропорт Толмачёво. Но региональные органы власти не могут проводить проверку таких объектов, так как это является прерогативой федерального экологического надзора. Мало того, санитарные нормы применяют к воздуху критерии безопасности и безвредности, а неприятный запах может быть и безопасным, и безвредным и тем самым не попадать под регулирующие нормы. Так что жители Новосибирска, ощущая неприятный запах, могут утешать себя мыслью о том, что, скорее всего, он безвреден.
Прокурор новосибирской межрайонной природоохранной прокуратуры Александр Барышников рассказал о проверках МУП Спецавтохозяйство (полигоны бытовых отходов), Колыванского подразделения АО «Кудряшовское» (расположено 60 км от города и птицефабрики «Чикская». Выявленные нарушения не могут являться источниками тех запахов, которые периодически накрывают Новосибирск, о чем прокуратура и сообщила собравшимся, подтвердив, что источника им найти не удалось. Прокурор также указал на юридическую проблему — сам по себе факт неприятного запаха не является нарушением, если не превышены ПДК по вредным и опасным веществам.
Начальник управления природных ресурсов Николай Нечитайло рассказал о сложностях «измерения» запахов. Была поставлена задача найти характерные «маркеры» для каждого источника запахов (свинокомплекс, птицефабрика, «Горводоканал»). Эта работа была сделана. Теперь стоит задача «поймать» этот запах в городе и понять, откуда он пришел. А с этим есть сложность. Запах приходит далеко не каждый день, для замера нужна теплая сухая погода. И нужно почти сутки готовить оборудование. Эта подготовка требует денег. А будет ли запах на следующий день, или нет — неизвестно. Сами же концентрации «маркеров» крайне малы — на грани чувствительности приборов (человеческий нос чувствует запахи гораздо лучше, чем приборы).
Нечитайло в очередной раз подчеркнул, что даже если будет выявлен источник запаха, формально претензии к нему будет сложно предъявить, так как превышения ПДК нет. Речь может идти о совместной работе по устранению запахов — если предприятие, их «производящее» поймет, в какой момент и на каком этапе технологии, происходит выброс зловония, оно сможет технологию поправить. В качестве положительного примера Нечитайло привел АО «Кудряшовское» и «Сибагро», которая управляет этим АО. На новых производственных площадках в Колыванском районе запаха рядом с ними нет. «Сибагро» осваивает новые технологии переработки твердых отходов животноводства, очистки и утилизации выделяемых ими газов.
Общественник Алексей Носов рассказал о поездках на две птицефабрики — Чикскую и Новобарышевскую. На пометохранилище Чикской фабрики общественники обнаружили птичий помет в самых разных фракциях и невероятно вонючий (по его словам). А рядом с Новобарышевской и вовсе — большое число «нелегальных пометохранилищ». То есть, какой-то помет, по словам Носова, похожий на куриный, просто выливался на поля.
По итогам обсуждения комиссия предложила городскому Совету депутатов представить в Заксобрание предложения о необходимости внесения изменений в правовые акты, регулирующие нормирование ПДК химических и биологических веществ в воздухе, которые ведут к появлению неприятных запахов.
«Первое, что необходимо сделать, это понять источник зловония, — прокомментировал председатель комиссии по экологии Владимир Лаптев. — Когда проводятся проверки, оказывается, все в пределах норм, в рамках закона. А неприятный запах как был, так и остается. Совместно с общественниками, депутатами городского Совета мы наметили план действий на ближайшее время. Будем выезжать на место, подключим правоохранительные органы, прокуратуру. Решение проблемы может реально изменить настроение наших жителей и в городе, и в области».