Владислав Кокоулин: «Большинство казахов в Сибири не имеет возможности изучать родной язык даже факультативно»

© предоставлено Владиславом Кокоулиным
Владислав Кокоулин: «Большинство казахов в Сибири не имеет возможности изучать родной язык даже факультативно»
10 Апр 2021, 12:42

Старшее поколение россиян хорошо помнит песни казахской певицы Розы Рымбаевой, а наши современники — шоколад и сладости из Казахстана, которые производят на фабрике «Рахат» и продают во многих магазинах сибирских городов. О том, как казахи появились в Сибири, Тайге.инфо рассказал главред журнала «Сибирский Архив», доктор исторических наук Владислав Кокоулин.

Тайга.инфо: Когда казахи впервые появились в Сибири?

— Для начала необходимо разобраться, кто же такие казахи. Если мы говорим о современном народе, то он сложился в период XIV — XV веков, который в истории России относится к эпохе Золотой Орды. Основой казахского этноса стали тюркские племена, в которые влились представители разных монгольских племен. И эта народность сложилась на территории сегодняшнего Казахстана, Южной Сибири, Южного Урала и Поволжья, то есть севера степной зоны Евразии. Кстати, в современной Монголии казахи — второй по численности народ после монголов.

Тайга.инфо: Какой компонент преобладает: тюркский или монгольский?

— Конечно, тюркский. Давайте вспомним, как появились тюрки на этой территории. После распада империи хунну на историческую арену евразийских степей вышли тюрки, создавшие в середине VI века Тюркский каганат — от Черного до Желтого моря. Но уже в начале VII века он распался на два каганата — Восточно-Тюркский и Западно-Тюркский, в который вошли территория современного Казахстана, южная часть Поволжья, Урала и Сибири. А в IX веке, когда как раз формировалась Киевская Русь, на территории современного Казахстана и юга Западной Сибири возник Кимакский каганат, который просуществовал до середины XI века. Как раз в это время тюркские племена и заселили основную часть современного Казахстана и юга Западной Сибири. Потом пришли монгольские племена, смешались с жившими здесь тюрками, и из них и сформировался казахский этнос. Окончательно он сложился уже в XV веке, к периоду существования Казахского ханства.

Тайга.инфо: Получается, что казахи — один из коренных народов юга Западной Сибири?

— Как ни парадоксально это сегодня звучит, но с исторической точки зрения, это именно так.

Тайга.инфо: Что можно сказать о взаимоотношениях Сибирского и Казахского ханств?

— Хорошо известно, что в состав Сибирского ханства в XVI веке входила вся территория Западной Сибири, но, кроме того, и часть Северного Казахстана в поймах рек Иртыш, Ишим и Тобол. Однако необходимо вспомнить еще и о Ногайской Орде, которая занимала территории между Сибирским и Казахским ханствами. Именно на казахские и ногайские племена опирался Кучум, который вел длительную борьбу с ханом Едигером. Она закончилась тем, что Кучум стал ханом Сибирского ханства. А дальше история Кучума уже связана с походом Ермака.


Тайга.инфо: Каковы были отношения между русскими, пришедшими в Сибирь, и казахами?

— Российское государство достаточно быстро установило дипломатические отношения с Казахским ханством. Причины очевидны. Российское государство стремилось наладить прочные торговые связи со Средней Азией и далее с Китаем, а все торговые пути в этом направлении проходили через казахские степи. Кроме того, Казахское ханство могло быть стратегическим союзником Российского государства в Центральной Азии.

Не случайно, когда в Центральной Азии появилось Джунгарское ханство и начало свою экспансию на казахские кочевья, то часть казахов перекочевала на территорию Томской и Тобольской губернии, где они образовали постоянные поселения.

С созданием и укреплением Российской империи при Петре I и его продолжателей, часть родов Среднего и Малого жузов вообще приняли российское подданство. После падения Джунгарского ханства казахи активно заселяли степную зону на юг и юг-восток от Омской крепости. Граница между казахской степью и русскими владениями в Сибири была проведена в 1765 году в районе Омска. Но, понятно, что это была весьма условная граница, ведь степная зона — это дом для кочевников, и установить там какие-то границы можно только соорудив что-то подобное Великой Китайской стене.

Но к этому времени уже многие казахи жили на территории Российской империи. Они принимали российское подданство, иногда даже переходили в православие. Затем зачислялись в одно из сословий — крестьян или мещан, жили в селах и деревнях и несли повинности в пользу российского государства. Часть казахов поступала на службу в Сибирское казачье войско.

Тайга.инфо: Какова была численность казахов в Сибири, принявших российское подданство?

— В распоряжении историков имеются данные ревизии 1816 года. Так вот, согласно этой ревизии в Тобольской губернии числились 870 казахов. Но в данном случае речь идет об оседлых казахах. Сколько было кочевых, сказать даже приблизительно невозможно.

Тайга.инфо: В следующем году исполняется 200 лет сибирской реформе Сперанского. Она что-нибудь изменила в положении казахов в Сибири?

— В 1822 году был принят «Устав о сибирских киргизах» (так тогда называли казахов, чтобы не путать с казаками). Малый и Средний жузы вошли в состав Омской области. На ее территории создавалась «Область сибирских киргизов», где казахи могли придерживаться своих обычаев и своего родового управления. Казахи делились на аулы, волости и округа (пограничные и внутренние), которые должны были формироваться преимущественно из волостей, принадлежащих одному роду. В результате традиционные административные институты казахов были использованы для упрощения управлениями ими со стороны российских чиновников.

Конечно, этим «Уставом» не ограничились реформы. В течение примерно 30 лет было принято еще несколько законодательных актов, касающихся положения казахов в Сибири. Например, через 15 лет после «Устава», в 1838 году, было создано «Пограничное управление сибирскими киргизами», которое подчинялось генерал-губернатору Западной Сибири. Интересно, что для казахов пытались ввести особые билеты, без которых они не могли кочевать по территории Тобольской и Томской губерний. Но, понятно, что отследить кочевавших без билетов, оказалось не под силу российским властям.

А в конце XIX века началось заселение уже казахских земель русскими и украинскими крестьянами, что привело к тому, что казахи стали переселяться на Алтай и юг Западной Сибири, где земли были неудобны для земледелия, но вполне подходили для занятий кочевым скотоводством. Кстати, перекочевывали не только из Казахстана, но и из Монголии на Алтай. В итоге к началу XX века в Западной Сибири число казахов достигло 50 тыс. человек.

Тайга.инфо: А чем они занимались кроме скотоводства?

— Что касается казахов, которые поселились в городах, то их было немного, и заняты они были в основном ремеслом и торговлей. В сельской местности занимались земледелием или нанимались на работы в крестьянские хозяйства. Но в конце XIX века они все чаще работали на ремонте дорог, осуществляли заготовку древесины. Часть казахов занималась перегонкой скота с пастбищ Центральной Азии и продажей продуктов животноводства (кожи, сала и т. д.) для промышленных предприятий в сибирских городах.

Тайга.инфо: Они сохраняли свой образ жизни?

— Традиционная культура у них сохранялась: семейные обряды, свадебные обычаи, похороны. Конечно, немалую роль сыграло в этом то, что большинство казахов были мусульманами. И они больше сближались с татарами в Сибири, чем с русскими.

Однако это вовсе не значит, что они были фанатичными приверженцами старины. Нет, наиболее прогрессивная часть казахов понимала, что необходимо приобщать детей к светскому образованию на русском языке. С другой стороны, и царское правительство было заинтересовано в том, чтобы привлекать казахов на российскую службу. Поэтому в Омске были созданы пансион, где учились наряду с русскими детьми и казахи, и школа-интернат для казахских детей. Аналогичные учебные заведения, в которых выделялись места для казахов, были созданы в Оренбурге.

Дадим слово такому внимательному наблюдателю, как Григорий Потанин. Описывая казахов, он отмечал, что они «народ живой, здоровый, жаждущий жизни; они любят веселье, в костюме любят яркие цвета, в жизни — праздники. Поминки по умершим у этого народа превращаются в продолжительные и грандиозные торжества с играми, скачками, песнями, состязаниями, исполнением песен и лирическим творчеством. Состязания в артистическом искусстве и нарядах воспитывают, может быть, в казахах некоторую долю тщеславия, что делает их похожими на французов. Подобно афинянам, казахи необычайно любят новости (хабары); это страсть, которая в молодом поколении заменяется любознательностью».

Кстати, Григорий Потанин выступал не только сторонником открытия Императорского университета в Томске, но и гимназий в сибирских городах с преподаванием в них на казахском языке.

Тайга.инфо: Кто из известных нам фигур учился в российских учебных заведениях?

— Два самых ярких примера — Чокан Валиханов и Алихан Букейханов. Чокан Валиханов — известный казахский историк, этнограф, путешественник, востоковед, служивший в Военно-ученом комитете Генерального штаба, а затем в Азиатском департаменте Министерства иностранных дел. В 12 лет его отправили на учебу в Омск, в Сибирский кадетский корпус. Кстати, в кадетском корпусе лучшим другом Чокана Валиханова был известный путешественник и сибирский областник Григорий Потанин. Валиханов совершил несколько экспедиций по Центральной Азии. Прекрасно владея арабским, персидским и монгольским языками, он собрал бесценные этнографические и фольклорные материалы. Сейчас они изданы в пяти томах и любой желающий может погрузиться в необычную культуру и быт народов Центральной Азии. Его именем названа одна из улиц Омска, в городе ему установлен памятник как ученому.

Алихан Букейханов — журналист, этнограф, преподаватель, известен больше как комиссар Временного правительства по Казахстану после революции, а в годы Гражданской войны был премьер-министром Алашской автономии. Но в молодости он окончил Омское техническое училище, а потом поступил на экономический факультет Петербургского лесного института. Участвовал он и в работе съезда сибирских областников в Томске, на котором было принято решение о предоставлении казахам автономии в составе проектируемой Сибирской республики. После Гражданской войны сотрудничал с казахской секцией Центрального издательства народов СССР в Москве.

Необходимо упомянуть также двух выпускников Омской учительской семинарии Магжана Жумабаева и Сакена Сейфуллина, которые стали известными казахскими писателями, учеными-тюркологами и просветителями. Кстати, Магжана Жумабаева в Казахстане считают основоположником современной казахской литературы и сравнивают его роль с ролью Пушкина для русской литературы. А Сакен Сейфуллин первым предложил называть казахов не киргизами, как это было раньше, а казахами.

Тайга.инфо: Мы затронули уже период революции и Гражданской войны. Как эти события отразились на судьбе казахов в Сибири?

— Первая мировая война и Февральская революция спровоцировали всплеск общественно-политической активности всех политических партий и общественных групп. Не остались в стороне и казахи. В Омске незадолго до Октябрьской революции прошел съезд местного казахского общества «Бирлик», который поддержал лозунг создания независимого казахского государства. А следом прошел учредительный съезд партии социалистической направленности «Уш жуз», который призвал к объединению всех тюрко-татарских народов. Казахи даже создали свой Совет депутатов в Омске, но поскольку в него вошли представители партий «Уш жуз» и «Алаш-орда», которые не смогли выработать общую платформу, то вскоре он распался.

В годы Гражданской войны лидеры Алаш-Орды вели переговоры с Лениным и Сталиным, а также с атаманом Дутовым. Что касается Колчака, то он не признал Алаш-Орду, выступая с лозунгом «единой и неделимой России» против всяких автономистских движений. Красные тоже не признали Алаш-Орду и в 1920 году, уже после окончания Гражданской войны, она была ликвидирована. Однако Советская власть предоставила казахам возможность создать свою автономию, и в 1920 году в составе РСФСР была создана Казахская АССР (первоначально она называлась Казакской), а в составе партийных органов в сибирских городах существовали мусульманские или татаро-киргизские отделы (киргизами, как мы помним, тогда называли казахов). Они занимались просветительской работой среди татарского и казахского пролетариата в Сибири.

Тайга.инфо: Как казахи жили в годы НЭПа, индустриализации и коллективизации?

— В годы НЭПа шло постоянное переформатирование национально-территориальных границ проживания казахов. Первоначально под властью Сибревкома оказалась, например, Акмолинская и Семипалатинская губернии. Часть территории современного Казахстана входила в состав Алтайской губернии. Но в итоге размежеваний основная часть территории с компактным проживанием казахов оказалась в составе Казахской АССР.

Коллективизация крайне негативно отразилась на казахах, которые занимались кочевым и полукочевым скотоводством. В Казахстане начался массовый голод, и казахи начали массово переселяться в Западную Сибирь. Всего в Сибирь из Казахской АССР переселилось около 50 тыс. человек. Попытки переселить их обратно в Казахстан только ухудшили их положение. Многие бежали в города, пытаясь устроиться на стройках и на предприятиях. Если говорить о Новосибирске, то, например, в «Сибсельмашстрое» трудились около 200 казахов, а в «Сибстройпути» — больше 2 тыс.

Но были и положительные моменты. Культурная революция не обошла стороной и казахов Сибири. В Омске было открыто казахское отделение в местном педагогическом техникуме. В начале 1930-х годов был создан отдельный Западно-Сибирский казахский педагогический техникум, который готовил учителей для казахских школ в селах с компактным проживанием казахского населения.

Тайга.инфо: Какие изменения в жизни казахов Сибири произошли в послевоенный период?

— Если обратиться к военным годам, то следует отметить, что казахи принимали участие в боевых действиях и работали в тылу. В наши дни Центр казахской культуры «Отан» под руководством Орынкуль Настаушевой в Новосибирске инициировал проект по сбору и обобщению данных о казахах России — участниках Великой Отечественной войны.

В целом судьба казахов в Сибири была такая же, как и у других народов, живущих в нашей стране: урбанизация привела к тому, что количество казахов, проживающих в городах, быстро увеличивалось. Так, в Новосибирской области с 1960 по 1990 год доля горожан-казахов увеличилась с 25 до 35%, в Омской области — с 12 до 43%. Изменились и занятия казахского населения — оно занималось не только торговлей, но и работало в учреждениях и предприятиях, в сфере образования и медицины, стала быстро расти казахская интеллигенция.

Но, конечно, переезд в города приводил к тому, что постепенно традиционная культура уходила в прошлое, казахи в основном обучались и говорили на русском языке. Однако в сельской местности многие обычаи и обряды сохранялись.

В итоге казахи настолько влились в российское сообщество в Сибири, что после распада СССР лишь незначительная их часть мигрировала в Казахстан. Они остались в Сибири в тех местах, где давно обжились и к которым привыкли. Если посмотреть на численность казахов в Сибири, то в начале XXI века их было более 140 тыс. Больше половины из них проживало в Омской области (81 тыс.), остальные жили в Алтайском крае и Республике Алтай (22 тыс.), Тюменской области (19 тыс.) и Новосибирской (12 тыс.).

В Сибири есть места компактного проживания казахов. Например, аул Каразюк в Омской области: 106 дворов, 450 человек, школа, Дом культуры, медресе, мечеть. Аул — ровесник Омска. Однажды жители села решили купить юрту и приглашать всех желающих попробовать традиционные казахские блюда. Вскоре село стало местной туристической достопримечательностью. Затем сюда стали приезжать со всей России и из-за рубежа — послушать казахские национальные мелодии и насладиться казахской кухней.

В Новосибирской области, в Карасукском районе существуют казахские аулы — Карасарт (основан в 1764 году) и Нижнебаяновский (основан в 1826 году). Вот аул Карасарт, который состоит из 65 дворов и 250 человек, назван по имени бедного казаха-охотника Карасарта, который приехал в Сибирь во время большого бедствия в родном краю. Он служил батыру Ертысбаю, за что тот ему выделил лошадей. Потом в село приехали представители еще нескольких казахских родов. Там до сих пор живут их потомки.

Тайга.инфо: Как живут сегодня казахи в Сибири? Как сохраняют и развивают свою культуру?

— Прежде всего, следует отметить деятельность казахских национально-культурных автономий в городах и областях Сибири. В местах компактного проживания казахов кое-где действуют школы, обучение в которых ведется на казахском языке. Но, к сожалению, большинство казахов в Сибири не имеет возможности изучать казахский язык даже факультативно — нет учителей, учебников, финансов.

Самобытная казахская культура сохраняется благодаря тому, что казахи сами стремятся ее возродить и сохранить. Конечно, проще всего казахам сохранить свои обычаи в питании. Как и у татар в Сибири, у них в питании преобладают национальные блюда — мясо конины и баранины, хлеб пекут сами или покупают в магазинах, лепят баурсаки из кислого теста, оладьи-куймаки, едят также овощи и ягоды. Национальная одежда тоже встречается, но преимущественно в сельской местности, мужчины носят жилетки, а женщины — платки.

Кстати, и ковроткачество сохранилось среди казахов Сибири. Ковры с геометрическими и растительными узорами сегодня можно увидеть не только в музейных экспозициях, но и в повседневном быту казахских семей, особенно в сельской местности.

Все желающие могут познакомиться с казахской культурой в музеях Омска, Новосибирска и других городов. В Новосибирском краеведческом музее хранятся предметы быта и украшения казахов, собранные в казахских аулах Карасукского района, а в музее истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока в Новосибирском Академгородке — одежда и узорные войлоки казахов, собранные в ходе экспедиций в казахские аулы Горного Алтая.

И, конечно, казахские песни и игра на национальных инструментах — непременный элемент различных национальных праздников, среди которых самым известным является Наурыз — праздник Нового года. На этот праздник в городах и селах Сибири собираются не только казахи, но и все желающие.

Отметим, что казахи в Сибири не только сохраняют традиционную казахскую культуру, но и приумножают ее. На Алтае фольклористы собрали огромное количество казахских песен, которые были сочинены здесь и распространены в основном среди казахов Алтая.

В целом же, казахи достаточно основательно интегрированы в сибирское общество, но это совсем не мешает им сохранять и развивать свою замечательную культуру.

Беседовал Владимир Кузменкин


Комментарии:
В связи с событиями, происходящими в мире, мы призываем вас к трезвому и взвешенному комментированию материалов на нашем сайте.

Мы с уважением относимся к праву каждого человека высказывать свое мнение. В то же время Тайга.инфо не приветствует призывы к агрессии, экстремизму, межнациональной вражде.

Также просим воздерживаться от оскорблений, в частности националистического характера.

Высказанные ниже мнения могут не совпадать с мнением редакции. Редакция не несет ответственности за содержание комментариев.

Не допустимы и удаляются комментарии, которые нарушают действующее законодательство и содержат:
  1. оскорбления личного, религиозного, национального, политического, рекламного и иных характеров;
  2. ссылки на источники информации, не имеющей отношения к обсуждаемой теме.
Нажимая кнопку «Комментировать», вы безоговорочно принимаете эти условия.


Новости из рубрики:

Тайга.ТВ


© Тайга.инфо, 2004-2021
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика