«Язык вечевого колокола вырвали не тевтонские рыцари и монгольские тумены, а московское самодержавие»
Спикер Госдумы РФ Вячеслав Володин («Единая Россия») заявил, что у России «тысячелетняя история» парламентаризма. Он даже заговорил об отечественном «гене демократии». Но история и реальность не очень подтверждают слова единоросса.
Руководитель аналитического отдела Тайги.инфо Алексей Мазур комментирует примечательное выступление спикера подконтрольной единороссам Госдумы.
27 апреля в России отмечается День парламентаризма. 115 лет тому назад была избрана первая Государственная Дума России. Председатель Госдумы нынешней Вячеслав Володин по этому поводу высказался в своем телеграм-канале.
«Однако корни российского парламентаризма как народного представительства и демократических начал нашего общества уходят далеко вглубь времен. Пока в большинстве европейских стран правили монархические династии, в Древней Руси главные вопросы решались через народное самоуправление. Новгородским и псковским вече, земскими Соборами, думами», — написал председатель Госдумы, подчеркнув, что «у российского парламентаризма тысячелетняя история и уникальный опыт развития».
Тут Вячеслав Володин несколько лукавит, поскольку приводит исторические факты о прямой демократии на Руси, в виде, например, Новгородского и Псковского вече. Но парламентаризм это нечто иное. Протопарламентом можно было бы считать Земской Собор (500 лет назад).
Но что же стало с той древней русской демократией? Кто вырвал язык у вечевого колокола Новгорода? Да и, вообще, разогнал и расселил всю элиту древних русских республик (не только Новгорода, но и Пскова, и Вятки). Не тевтонские рыцари и не монгольские тумены это сделали, а московское самодержавие.
Кто сегодня лишает полномочий и обескровливает финансово местное самоуправление? Кто лишает граждан России возможностей избирать глав городов и районов? Это делает современная российская власть с помощью законов, принятых Государственной думой.
«Западным „доброжелателям“ покоя не дает тревога за судьбу демократии в России. Успокойтесь! У нашей страны есть свой ген демократии. Вживлять чужой не нужно. Да и никому мы это не позволим, — сказал Вячеслав Володин. — <…> Посмотрите, в какой политической турбулентности выбирали президента США. До взрывоопасной довели ситуацию. А все почему? Во многом из-за ущербности американских демократических процедур, архаичности системы, основанной на более чем полуторавековой монополии двух партий. Из-за подорванного доверия к избирательной системе с ее непрозрачным подсчетом голосов, неподконтрольным никому голосованием по почте, отсутствием независимых международных наблюдателей».
И действительно, еще Иосиф Сталин указал на то, что англосаксонские страны извращенно понимают что такое демократия и не должны учить демократии других. Вот его ответ на «Фултонскую речь» Уинстона Черчилля.
«Как известно, в Англии управляет ныне государством одна партия, партия лейбористов, причем оппозиционные партии лишены права участвовать в правительстве Англии. Это называется у господина Черчилля подлинным демократизмом. В Польше, Румынии, Югославии, Болгарии, Венгрии управляет блок нескольких партий — от четырех до шести партий, причем оппозиции, если она является более или менее лояльной, обеспечено право участия в правительстве. Это называется у господина Черчилля тоталитаризмом, тиранией, полицейщиной. Почему, на каком основании, — не ждите ответа от господина Черчилля. Господин Черчилль не понимает, в какое смешное положение он ставит себя своими крикливыми речами о тоталитаризме, тирании, полицейщине».
70 лет прошло, а они так ничему и не научились.
Вот так Вячеслав Володин объясняет для непонятливых, что такое демократия, а что — нет: «Демократия — это не покричать на площади и не побузить на улице, как видится некоторым. Это реализация прав граждан — участвовать в выборах, влиять на решения органов власти, свободно выражать свои взгляды, состоять в любой из зарегистрированных политических партий».
Тут, правда, есть нюанс. В России ты можешь свободно выражать свои взгляды, но можешь потом попасть под статью об экстремизме или под административное дело. И состоять в любой из зарегистрированных партий ты можешь, но любое свое действие должен будешь согласовывать с партийным руководством, а оно на коротком поводке у администрации президента.
Зарегистрировать же новую партию, если она реально оппозиционна — невозможно. У сторонников Алексея Навального, например, не получилось.
Участвовать на выборах в качестве кандидата большинство граждан тоже не может, потому что правила, написанные Госдумой под руководством Вячеслава Володина, сложны, избыточны и требуют сопровождения специально обученного юриста.
Быть может, в США и архаичная система, и нечего им нас учить. С другой стороны, в США эта архаичная система худо-бедно работает уже 200 лет. А в России каждые выборы в Госдуму проходят по новому законодательству.