Власти отказались компенсировать матери гибель солдата на учениях в Хакасии. Его избивали, а потом нашли повешенным
Во время учений Минобороны в Хакасии погиб рядовой Иван Шутов. Его нашли повешенным в лесу после неоднократных избиений. Военные отказались компенсировать семье гибель молодого человека, а суд в Абакане встал на сторону властей.
Иван Шутов проходил службу в войсковой части №83015 в Красноярске. В 2011 году его в составе взвода связи отправили в полевой лагерь в село Подсинее Алтайского района Хакасии на учения «Центр-2011». В том году их называли самыми крупными, они охватывали территорию России, Казахстана, Таджикистана и Киргизии.
Молодой человек пропал. Его тело нашли около села Подсинее на берегу протоки Енисея. Оно висело в петле из поясного ремня, привязанного к ветке дерева, говорится в решении Абаканского городского суда по иску семьи погибшего.
День Черногорска и побои
Уголовное дело было возбуждено по ч. 1 ст. 105 УК (убийство). Ефрейтор, возглавлявший взвод Шутова, утверждал, что рядовой «пытался отпроситься» в Черногорск на празднование дня города. Получив отказ, Шутов якобы отправился в самоволку, а в ответ на звонок ефрейтора «отключил телефон».
Во время расследования выяснилось, что ефрейтор избивал Шутова. Но «в связи с однократностью применения физического воздействия оно не может рассматриваться и в качестве побоев», цитирует суд постановление следователя. Более того, СК не увидел в оскорблениях со стороны старшего по званию «умысла на унижение чести и достоинства».
В итоге следствие заявило о некриминальном характере смерти рядового и закрыло дело об убийстве. Было прекращено и возбужденное позже дело в отношении ефрейтора по п. «а», «в» ч. 3 ст. 286 УК (превышение полномочий с применением насилия и причинением тяжких последствий).
«В действиях ефрейтора формально усматриваются признаки преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 286 УК РФ, однако, неправомерные действия <…> в отношении [Шутова] не могут рассматриваться как применение насилия в связи с их малозначительностью, а также тем, что они не повлекли существенного нарушения прав и законных интересов [Шутова]», — говорилось в постановлении следователя.
Более того, следствие установило, что Шутова избивал и другой рядовой Артем Резниченко. В палатке взвода во время учений он нанес ему не менее одного удара в голову и не менее пяти — по спине. Этот рядовой избил и другого солдата. Его даже признали виновным по п. «б» ч. 2 ст. 335 УК РФ (нарушение уставных правил между военнослужащими при отсутствии отношений подчиненности в отношении двух лиц), приговорив к году условно. Но никаких причинно-следственных связей между побоями и «самовольным оставлением места службы»
В итоге следствие списало гибель Ивана Шутова на «ранимость, чувствительность к критическим замечаниям, импульсивность» и «склонность к протестным поведенческим реакциям». Его смерть объяснили обидой из-за того, что «ему не удалось попасть в Черногорск на празднование дня города, где он планировал встретиться со своей девушкой и друзьями».
При этом командир воинской части №01662, расположенной в Абакане, провел собственное расследование. В нем сказано, что причинами гибели рядового стали, в том числе «незнание командованием батальона истинного морально-психологического климата в подчиненных коллективах». Он подписал приказ, по которому возложил ответственность за смерть на майора (начальника связи своей части), подполковника (командира воинской части №83015) и еще одного майора (начальника штаба части №83015). Они, по его мнению, не знали истинного морально-психологического состояния личного состава. Офицеры отделались выговорами.
Суд
Мать и сестра потребовали от Минобороны по 1 млн рублей в качестве компенсации морального вреда. Дело рассматривал Абаканский горсуд.
Представители армии в суд просто не пришли, заявив, что не согласны с требованиями. От властей явилась представитель
Судья Елена Царева решила, что выводы командира части №01662 не могут быть доказательством вины должностных лиц
Верховный суд Хакасии отклонил апелляционную жалобу и оставил решение в силе.
Родные Ивана Шутова считают, что его убили в воинской части, а некриминальную смерть — инсценировали.