Кто поведет «ЕР»: Глава комиссии по похоронам предыдущего генсека становился генсеком следующим
«Единой России», стремительно теряющей рейтинги, предстоит определиться с лидером партийного списка на сентябрьских выборах Госдумы. С точки зрения политтехнологий место может достаться министру обороны РФ Сергею Шойгу, но есть варианты, рассуждает руководитель аналитического отдела Тайги.инфо Алексей Мазур.
Не секрет, что рейтинг «Единой России» сейчас переживает не лучшие времена. Не зря в Госдуме звучат предложения запретить «иноагентам» проводить и публиковать социологические опросы во время выборов.
Не зря оппозиционных политиков, имеющих хоть какую-то узнаваемость и популярность, арестовывают, уголовно преследуют и просто лишают права участвовать в выборах.
Но даже в условиях выжженной земли и отработанных методах организации голосования и подсчета бюллетеней реальный рейтинг партии и отношение к ней избирателей все еще играют какую-то роль в исходе.
Лицом партии на выборах станут те, кто возглавит федеральный список. Лучший для «Единой России» вариант, если список возглавит Владимир Путин. Это сразу добавит процентов десять результату партии. И так уже было в 2007 году.
168367
Но у Владимира Путина свой рейтинг, и он является государствообразующим. Участие Путина в выборах в Госдуму во главе списка «ЕР» улучшает рейтинг партии, но ухудшает рейтинг Путина. В 2007 году всё было не так. Владимир Путин уходил с поста президента (как выяснилось, временно), а его популярность, как и популярность «ЕР», находились в зените.
Участием в выборах во главе списка «ЕР» в 2007 году Путин укреплял свою позицию, демонстрируя высокую популярность. К тому же у него появлялась возможность возглавить, при желании, Госдуму. Сегодня Путин никуда не уходит, и даже наоборот — остается президентом до 2030 или 2036 года. А вот рейтинги вышли из зенита,и клонятся к закату — особенно у «Единой России». Совершенно незачем лишний раз фиксировать этот факт.
Традиционно список «ЕР» возглавляет ее формальный лидер Дмитрий Медведев. Сегодня он имеет большой антирейтинг, и очевидно, что для успеха партии во главе списка Медведева надо сменить на кого-то другого.
Но тут есть вопрос. Он возглавлял «Единую Россию» как кто? Как самый популярный после Путина политик (именно это требуется для укрепления рейтинга)? Или как бывший премьер-министр, формально второй человек в стране? Или как кронпринц (возможный преемник)?
С точки зрения циничных политтехнологий нужно, чтобы список «ЕР» возглавил самый популярный (после Путина) политик. Или, как вариант — федеральный список должен быть символическим, например, спортсмен, врач и учительница.
Но с точки зрения наших традиционных ценностей, рассадка за столом должна осуществляться в зависимости от ранга. В позднем СССР — кто возглавлял комиссию по похоронам предыдущего генсека, тот становился генсеком следующим. Да и сама должность генсека — секретарь, хоть и генеральный. Когда-то давно один генеральный секретарь выиграл в жестокой игре на выживание у своих более именитых оппонентов — так пост генсека и стал главным.
Поэтому лидер списка «Единой России» может восприниматься не просто как технологическое решение, но и как заявка на роль кронпринца.
Самым популярным политиком после Путина, согласно данным ВЦИОМ, сегодня является министр обороны Сергей Шойгу. С точки зрения технологии, ему и следовало бы возглавить список «Единой России». Но могут вмешаться другие соображения.
По последним данным государственного ВЦИОМ, Путину доверяют 27,2% опрошенных. Шойгу — 14,2%, министру иностранных дел Сергею Лаврову — 11,6%, премьер-министру Михаилу Мишустину — 8,8%, замглавы совбеза РФ, лидеру «ЕР» Дмитрию Медведеву — 2,1% (Алексею Навальному, например, 2,5%, а Павлу Грудинину — 2,4%). 44,7% опрошенных затруднились ответить.
В то же время, как утверждает ВЦИОМ, у Путина среди представителей действующей власти самый высокий рейтинг недоверия после Медведева — 9,3%. У Шойгу антирейтинг лишь 1,4%. Более 50% отказались отвечать на вопрос о недоверии.