Омская область вошла в топ по числу государственных СМИ вместе с Чечней
Омская область наравне с Дагестаном и Башкирией оказалась среди лидеров в России по числу СМИ, напрямую связанных с властями. В Иркутской области и Бурятии, напротив, таких изданий — меньшинство.
Доля государственных СМИ в России резко выросло за последние годы. При этом число регистрируемых Роскомнадзором изданий сокращается, говорится в исследовании «МБХ медиа».
Из 3700 изданий, получивших регистрацию в 2019 году, почти каждое третье зарегистрировали государственные учреждения. В 2020 и 2021 годах — больше четверти. В 2001—2011 годах новые СМИ, учрежденные административными структурами, составляли лишь по 6−9% от всех, получивших лицензию в течение года, пишет издание.
«Рекордсменами по „огосударствлению“ СМИ довольно предсказуемо являются национальные республики, — отмечает „МБХ медиа“. — На первом месте Чечня — из 38 зарегистрированных СМИ 28 (или 73,68%) учреждены административными структурами. На втором — Кабардино-Балкария (67,86%), на третьем — Адыгея (63,64%). В ТОП-10 регионов, в которых доля государственных СМИ выше всего, попала только одна область — Омская, в ней СМИ, учрежденных госструктурами, почти половина от общего количества (49,52%)».
В ТОП-10 самых «негосударственных» регионов в плане СМИ попала Бурятия — там таких лишь 13,64%. В Иркутской области еще меньше — 12,22%.
При этом частные СМИ тоже с годами стали подпадать под зависимость властей. «Основной инструмент влияния (помимо прямого владения) — раздача контрактов на медиаобслуживание, — цитирует главного редактора ростовского издания „Тютина“ Алексея Максимука „МБХ медиа“. — На это выделяются немаленькие деньги, которые расходятся по „своим“ СМИ, а остальные грызутся за не слишком большой рекламный рынок».
«Есть прямой государственный контроль и непрямой государственный контроль. — добавил главный редактор томского ТВ2 Виктор Мучник. — Прямой государственный контроль — это через собственность и через ужесточающиеся законы. Непрямой — это государственные контракты, но речь не только о них. У властей есть много механизмов воздействия на медиа. [Они могут] активно поработать с крупными рекламодателями, которые зависят от государства, так как у нас госкапитализм. Например, можно намекнуть, что не будет госконтрактов. Этого достаточно для того, чтобы рекламодатель снял свой рекламный бюджет в медиа — даже в том, с которым он работал долгое время. Мы с таким сталкивались и постоянно сталкиваемся».
Поддержите независимую журналистику, чтобы не остаться наедине с пропагандой