Узлы Закавказья. Что изменилось в регионе со времен СССР
Тайга.инфо продолжает серию программ «Адрес Советский союз» в прямом эфире. 30 лет прошло с развала одной из крупнейших в истории человечества империй, и за это время начала расходиться история не только бывших республик СССР, но и российских регионов. Седьмой выпуск выйдет в эфир 16 июля в 20:15 по новосибирскому времени на канале Тайги.инфо в YouTube и будет посвящен странам Южного Кавказа.
Ведущие — социолог и краевед Андрей Поздняков, публицист и политик Дмитрий Холявченко, гендиректор исследовательской компании Tayga.Research Александр Баянов.
Каждая программа посвящена постсоветской истории какой-либо территории, сравнению групп регионов или какому-то важному явлению нахождения идентичности или места в жизни. Постсоветское Закавказье — это один из тех самых геополитических узлов, которые постоянно становятся основой для новостного потока. Но при этом для большинства людей сам регион не становится понятным. Здесь расположены три независимых государства, являющихся членами ООН — Азербайджан, Армения и Грузия — и три непризнанных (или частично признанных) государства, которые контролируют свою территорию — Абхазия, Южная Осетия и Нагорный Карабах (Арцах).
Для того чтобы разговор на тему был содержательным, а наши слушатели были сориентированы в том, о каком пространстве пойдет речь, мы решили собрать в одно место основные данные обо всем регионе — экономика, население, города.
В целом, если мы посмотрим на три постсоветских десятилетия, то увидим, что население региона выросло более чем на 6%. Однако если вникнуть в детали, то видно, что весь этот рост произошел только за счет Азербайджана. Население этой страны с 1989 по 2020 год выросло более чем на 40%. Если по последней советской переписи Азербайджан концентрировал 44% населения Закавказья, то к 2020 году его доля выросла до 58% от населения региона.
В остальных странах и территориях Южного Кавказа население уменьшалось. С 1989 по 2020 год население Армении снизилось примерно на 10%, в Грузии и на территории, контролируемой Нагорно-Карабахской республикой, — более чем на 20%, в Южной Осетии — на 43%, а в Абхазии — более чем наполовину.
При этом все страны и территории становились по политическим причинам мононациональными. Так уже 5−10 лет назад доля «титульного» народа в населении всех стран, кроме Грузии и Абхазии, составила более 90%, а доля русского населения во всем регионе, кроме Абхазии, теперь колеблется около 1% населения. В последние советские годы такая ситуация была характерна только для мононациональной Армянской ССР. Что касается Грузии, то официально доля грузин в населении страны увеличилась с 70% до 87%. Но при этом надо иметь в виду, что реальная доля этнических грузин ниже на 10%-15%. Потому что по историческим и политическим причинам мингрелы, сваны и лазы, говорящие на совершенно других, чем грузины, картвельских языках, включаются в состав грузинского народа.
Особенно важно и интересно отследить изменение доли каждого из трех крупнейших народов Южного Кавказа в соседних государствах. Так за постсоветское время доля армян в Грузии упала с 8% до 4,5%, однако они до сих пор составляют подавляющее большинство населения в западной части Джаванкетии. Также довольно велика доля армян в Тбилиси, который еще 150 лет назад был преимущественно армянским городом. Доля азербайджанцев в Грузии за это же время увеличилась с 5,7% до 6,3% и некоторые районы на юге Картлии практически полностью азербайджанские.
Доля грузин в Армении и Азербайджане всегда была незначительной, а вот достаточно крупные общины армян в Азербайджане (5,56% в 1989 году) и азербайджанцев в Армении (2,57% в 1989 году) практически полностью исчезли после погромов конца 80-х и войны в Нагорном Карабахе.
Абхазия и Южная Осетия — это один из самых ярких в современном мире примеров изменения этнической картины из-за беженцев. Если в последние советские годы грузины составляли почти 30% населения Южно-Осетинской АО и более 45% населения Абхазской АССР, то к середине 2010-х годов их доля упала соответственно до 7,3% и 19,5% населения. При этом грузины составляют до сих пор большинство населения в некоторых районах на востоке Южной Осетии и на юге Абхазии (включая мингрелов и сванов). В самой Абхазии по переписи 1989 года абхазы составляли не более одной пятой части населения. В настоящее время их доля выросла практически до половины населения.
Что касается размещения разных этносов внутри стран, то Южный Кавказ представляет собой очень пестрый регион. Так, в Абхазии есть районы, где большинство населения составляют армяне или грузины (скорее мингрелы и сваны). Не говоря уже о районах со значительной долей русских и селах с остатками эстонского или греческого населения.
В северо-западной Грузии сплошные районы расселения мингрел и сванов, на юго-западе проживают аджарцы, которые представляют собой этническую группу грузин, принявших ислам, и небольшое количество лазов (картвельский народ) и хемшилов (армяне-мусульмане). На юге много армян, заметная часть которых армяно-католики, и небольшое количество понтийских греков и турок-месхетинцев. На юго-востоке массово расположены азербайджанские села, а в центре страны — Триалети — самый южный сплошной массив проживания осетинского народа. Очень сложная этническая карта на востоке и северо-востоке Грузии — Кахетии и отчасти Картлии, где вперемешку живут нахские (кистинцы, бацбийцы, чеченцы), лезгинские, андийские народы и множество этнических групп грузин-горцев (хевсуры и другие) со своеобразной национальной идентичностью.
Армения более моноэтнична, но и здесь есть езидские, ассирийские, курдские, греческие и молоканские села. Еще более моноэтничен Арцах. Ранее проживающих здесь греков, курдов, езидов и ассирийцев почти не осталось.
Азербайджан с советских времен отличается манипуляциями с этнической статистикой. Особенно серьезной выглядит ситуация с талышами, которые составляют большинство в Талышских горах и заметную долю населения Ленкоранской низменности на юго-востоке страны. Большую часть советского времени существование этого ираноязычного народа не признавалось и они приписывались к азербайджанцам. В настоящий момент, по мнению почти всех экспертов, количество талышей в населении Азербайджана сильно занижено. На севере страны в зоне большого Кавказа расположена сплошная зона расселения дагестанских народов, говорящих преимущественно на лезгинской, а также на андийской и цезской группе языков. Здесь же живут ираноязычные таты и горские евреи, а также и удины — народ, говорящий на дегестанском языке и исповедующий армяно-григорианское христианство. На крайнем северо-западе заметная часть азербайджанцев исповедует не шиитский, а суннитский ислам.
В целом, что касается религии, то почти все грузины, мингрелы, сваны, осетины и греки, а также заметная часть абхазов православные. Армяне и удины принадлежат к армянской церкви. Часть армян в Джаванкетии и около Гюмри — армяно-католики. Большинство дагестанских и вайнахских народов, заметная доля абхазов, небольшая часть азербайджанцев, грузин (аджарцев), татов и греков, а также лазы, курды, хемшилы исповедуют ислам суннитского толка. Большая часть азербайджанцев, талышей и часть татов — шииты. Горские евреи сохранили иудаизм.
Если мы посмотрим на закавказские города, то в этом регионе расположены три города-миллионника — Баку, Тбилиси и Ереван. За постсоветское время население Баку выросло на четверть и составляет примерно 2,3 млн человек. Население Еревана и Тбилиси потеряло 10% населения и составляет примерно по 1,1 млн. жителей.
Кроме городов-миллионеров на Южном Кавказе расположено еще около 10 крупных городов. Из них сейчас выделяются азербайджанские Сумгаит и Гянджа, где население выросло на 20−35% и достигло 0,3 млн человек. После распада СССР населения в 100 тысяч достигло еще два азербайджанских города — Мингечаур (+30%) и пригород Баку Хырдалан, где население выросло за последние 30 лет в 3,6 раза.
В Грузии и Армении население снизилось почти во всех крупных городах. При этом если Рустави, входящий в агломерацию Тбилиси, потерял примерно 20% населения, то западная столица Грузии — Кутаиси — почти половину. Население Кутаиси теперь около 160 тысяч (235 тысяч в 1989 году), Рустави — около 130 000 (в 1989 году на 30 тысяч больше). Совсем по-другому на этом фоне выглядит столица Аджарии туристический Батуми, где население за последние десятилетие выросло без малого на четверть, и теперь это второй по величине город страны с населением в 170 тысяч (4-й город республики с населением 137 тысяч в 1989 году).
Армянский Гюмри (113 тысяч в 2020 году) потерял каждого десятого жителя, а Ванадзор (76 тысяч в 2020) даже перестал быть крупным. Правда, надо иметь в виду, что именно эти города очень сильно пострадали во время катастрофического землетрясения 1988 года. Также уверенно потерял статус крупного города Сухум, где население почти наполовину упало: со 119 тысяч в 1989 году до 65 тысяч в современное время.
Экономика стран Южного Кавказа все постсоветское время в целом росла. ВВП на душу населения в Грузии, Армении и Азербайджане в настоящий момент сравнялся (около 4500 долларов США в год на человека), составляет чуть более 40% от российского и примерно соответствует уровню Индонезии, Ирака или Молдовы. Если сравнивать с показателями стран постсоветского пространства, то душевые показатели ВВП в странах Закавказья выше, чем в Узбекистане, Киргизии, Таджикистане и на Украине, но ниже, чем во всех остальных бывших республиках.
Что касается непризнанных и частично признанных государств, то там макроэкономическая статистика весьма неточна. ВВП в Абхазии составляет примерно $ 2000 год на человека, в Южной Осетии около $ 1700, что примерно соответствует уровню Узбекистана, Анголы и Гаити. ВВП на душу населения Арцаха перед прошлогодней войной, скорее всего, был на уровне соседней Армении, и это весьма хороший показатель для преимущественно аграрного региона.
При этом надо подчеркнуть, что транспортная глобализация в полной мере затронула все страны рассматриваемого региона. Особенно это заметно по бурному росту пассажирооборота аэропортов. В целом в регионе находится три крупных аэропорта, обслуживающих столицы Азербайджана (4,7 млн), Армении (3,05 млн) и Грузии (3,7 млн). Кроме того, заметно растет пассажирооборот и местных аэропортов. Перед пандемией годовой оборот таких аэропортов как Кутаиси, Нахичевань и Батуми составил от 500 тысяч до 1 млн. пассажиров, а в аэропортах Гюмри и Гянджа по нескольку сотен тысяч.
Присоединяйтесь, задавайте свои вопросы, подписывайтесь на наш канал. Мы все только в начале процесса понимания.
В оформлении программы были использованы фото Юрия Артюшкина (Неизвестный художник. Из проекта Неизвестная Сибирь. 1998−2003)