Генпрокуратура потребовала от Альфа-Банка и Абызова более 120 млн долларов
Генеральная прокуратура РФ решила потребовать от Альфа-Банка и бывшего министра открытого правительства Михаила Абызова более $120 млн. По версии силовиков, у крупнейшего частного банка России есть «имущество, полученное в результате отмывания коррупционного дохода».
Заместитель генпрокурора Анатолий Разинкин подал иски в Гагаринский райсуд Москвы к Альфа-Банку на $104,5 млн и к Абызову — на $ 22. Об этом сообщил «КоммерсантЪ» со ссылкой на источники в правоохранительных органах.
В октябре 2020 года тот же Гагаринский райсуд удовлетворил иск Генпрокуратуры на 32,5 млрд рублей к Абызову и кипрским оффшорам Vantroso Trading Ltd, Lisento Investments Ltd, Besta Holdings Limited, Kullen Holdings Limited, Alinor Investments Limited, которые, по версии ведомства, были подконтрольны Абызову и вошли в состав акционеров ОАО «Сибирская энергетическая компания». «СИБЭКО», напомним — монополист в поставке тепла в Новосибирской области (сейчас он принадлежит «Сибирской генерирующей компании» Андрея Мельниченко).
Осенью 2020 года суд решил, что в 2012 году, когда Абызов перешел на госслужбу, он якобы скрыл от контролирующих органов владение «СИБЭКО» и кипрскими фирмами. Он мог «тайно» управлять активами, которые были проданы в феврале 2018 года — 32,5 млрд поступило на счета оффшоров в Совкомбанке.
145684
Средства и облигации почти на 19 млрд рублей на счетах Совкомбанка были арестованы и сейчас взыскиваются в доход РФ, утверждает «Ъ». В то же время другая часть средств была конвертирована в $ 115 млн и инвестирована под проценты в проект блокчейн платформы TON мессенжера Telegram братьев Павла и Николая Дуровых, уверяют в Генпрокуратуре, ФСБ и Росфинмониторинге. Но комиссия по ценным бумагам и биржам США в 2019 году через суд запретила выпуск криптовалюты и передачу ее инвесторам.
«В связи с тем что этот проект не состоялся, средства господина Абызова с десятипроцентным доходом, а всего $ 126,5 млн, подлежали возврату в Россию, отмечается в новом исковом требовании к экс-министру, — пишет издание. — Господин Абызов „для сокрытия данного имущества от взыскания“ по договоренности с Telegram и АО „Альфа-Банк“ „произвел замену подконтрольных организаций и в целях погашения своих и связанных с ним компаний обязательств перечислил на открытые в этом банке счета транзитных иностранных компаний“. Очевидно, речь шла о погашении долгов принадлежавшей господину Абызову компании Е4 перед банком, оцениваемым, по разным данным, в 10 млрд рублей».
Альфа-Банк, как сказано в иске заместителя генпрокурора, провел операции с «нелегальными средствами» Абызова, обратив в свою собственность $ 104,5 млн. Оставшиеся $ 22 млн Михаил Абызов якобы направил на счета подконтрольных ему лиц, считает ведомство.
В Альфа-Банке заявили, что не знают детали иска, но в любом случае «ничего противозаконного не делали». Кредитная организация подчеркнула, что всегда действует строго в рамках закона.
Общая сумма иска по действующему курсу составляет более 9,1 млрд рублей.
Альфа-Банк — крупнейший частный банк России, занимающий четвертое место в стране по объемам активов. Совет директоров возглавляет Петр Авен. Банк входит в международный консорциум «Альфа-Групп» Михаила Фридмана.
Бывший министр открытого правительства РФ Михаил Абызов больше двух лет находится в СИЗО. СК считает, что он, гендиректор RU-COM Николай Степанов и его зам Максим Русаков и создали ОПС для совершения особо крупного мошенничества (ч. 4 ст. 159 УК), ущерб от которого составил 4 млрд рублей. По версии следствия, в 2012—2014 годах Абызов, будучи конечным бенефициаром нескольких офшоров, вместе с сообщниками обманул акционеров новосибирских ОАО «СИБЭКО» (монополист в сфере теплоснабжения) и ОАО «Региональные электрические сети» (РЭС) и убедил их в необходимости проведения сделки, по которой структуры экс-министра продали им акции других компаний по завышенной цене. В СК также утверждали, что это привело к росту тарифов в Новосибирской области.
Потерпевшими выступают руководство бывшего ФГУП «Алмазювелирэкспорт» и участвовавшие в сделках акционеры «СИБЭКО» и «РЭС», которые могли не знать об их противоправности. Из-за этой же сделки Абызова обвинили по ст. 174.1 УК (легализация средств, полученных преступным путем).
Также экс-министру предъявили обвинение по ст. 289 УК (незаконная предпринимательская деятельность). Следствие считает, что госслужащий Абызов незаконно обогатился и вывел в заграничные компании более 32 млрд рублей. Также в СК утверждают, что Абызов совершил коммерческий подкуп, передав 78 млн рублей акционерам «СИБЭКО» — это квалифицировали по ст. 204 УК.
По делу Абызова, кроме Степанова и Русакова, проходят также Галина Фрайденберг, Александр Пелипасов и Сергей Ильичев. В июле 2020 года СК заявил о причастности к преступлениям бывших топ-менеджеров «СИБЭКО» Руслана Власова, Яны Балан и Оксаны Роженковой, а также директора RU-COM и председателя совета директоров «СИБЭКО» Олега Серебренникова.
Никто из фигурантов дела не признал вину, все они арестованы.
Всего, по данным следствия, соучастниками Абызова признаны 15 человек. Экс-министру и 11 фигурантам предъявлены обвинения, еще четверо находятся в розыске.