Лучше, чем Омск. Столицы Казахстана в проекте «Адрес Советский Союз»
Тайга.инфо продолжает серию программ «Адрес Советский Союз». 30 лет прошло с развала одной из крупнейших в истории человечества империй. Очередной выпуск посвящен столицам Казахстана.
Эфир прошел 10 сентября на канале Тайги.инфо в YouTube. Ведущие — социолог и краевед Андрей Поздняков, публицист и политик Дмитрий Холявченко и генеральный директор исследовательской компании Tayga.Research Александр Баянов.
Каждая программа посвящена постсоветской истории какой-либо территории, сравнению групп регионов или какому-то важному явлению нахождения идентичности или места в жизни. Понятие «столиц» для Казахстана имеет одновременно и исторический административно-политический, и современный экономико-культурный аспект. Если не считать город Туркестан (Яссы) как историческую столицу Казахского ханства, то преемственность исторических столиц нынешнего Казахстана будет выглядеть так: Оренбург — Кызылорда (Перовск, Ак-Мечеть, Кзыл-Орда) — Алматы (Верный, Алма-Ата) — Нур-Султан (Акмолинск, Целиноград, Акмола, Астана).
Что касается современного экономико-культурного аспекта, то в Казахстане с точки зрения численности населения резко выделяются три города — Алматы на юго-востоке, Нур-Султан на севере и Шымкент на юге. Реализуемый государством проект по превращению Актобе в крупнейший центр притяжения на западе страны отчасти реализуется, но пока еще не в той степени, чтобы сравнивать этот город с тремя крупнейшими городами страны. Что касается Караганды, то, будучи на момент распада СССР вторым по величине городом в республике, к 2021 году она откатилась на пятое место.
Именно Алматы, Нур-Султан и Шымкент выделены в отдельные регионы со статусом, равным областям. Более того, в Казахстане реализован принцип, что окружающие эти города области (Алматинская, Акмолинская и Туркестанская) имеют административный центр не в этих городах республиканского значения, а в Талдыкоргане, Кокшетау и Туркестане соответственно.
Население
Население всех трех казахстанских городов-миллионников уверено росло все постсоветское время. Так, с 1989 по 2021 год население Алматы выросло с 1,1 до 2 млн, Нур-Султана — с 0,3 до 1,2 млн, а Шымкента — с 0,4 до 1,1 млн человек. Но демографическая динамика столиц очень сильно отличается друг от друга и, тем более, от динамики изменения численности населения остальной части республики.
Так, если численность жителей Алматы выросла за постсоветское время на 84%, Шымкента — в 2,7 раза, Нур-Султана — 4,2 раза, то население всего остального Казахстана увеличилось всего на 1%. И подобные процессы очень хорошо отображаются в итоговых цифрах: если в 1989 году Алма-Ата (1-е место по численности населения), Целиноград (8-е место) и Чимкент (3-е место) концентрировали чуть больше десятой части населения, то к 2021 году доля этих городов выросла до 22% от населения страны.
Особый интерес представляет статистика национального состава населения. К сожалению, по Шымкенту репрезентативные данные доступны только для XXI века.
За постсоветское время доля русского и европейского населения в этих городах упала. Так, если в Алматы доля европейского населения составляла по последней советской переписи 2/3 населения, а казахов — менее четверти, то к началу третьего десятилетия XXI века ситуация стала практически зеркальной.
За это время численность населения южной столицы Казахстана выросла почти в два раза, и поэтому падение численности русских, украинцев, немцев и корейцев в абсолютных показателях было не настолько велико. Принципиально важно, что очень заметную долю населения (5,5%) Алматы составляют уйгуры, которых в границах города проживает больше 100 тысяч человек. А в некоторых районах востоке Алматинской области уйгуры составляют большинство населения.
Действующая столица Нур-Султан, население которой за годы независимости выросло почти в пять раз, изменилась гораздо сильнее. И это касается практически всех народов. Так, численность русских в Астане за постсоветское время уменьшилось менее чем на 10%, но его доля упала с 55% до 12%. А вот доля казахов выросла с 18% до 80%. В абсолютных же показателях доля коренного населения выросла за постсоветское время в 17 с лишним раз.
Что касается Шымкента, то для него, кроме общеказахстанских трендов на вымывание европейского населения и увеличение доли казахов, характерна одна принципиально важная особенность: высокая (18%) и постоянно растущая доля узбеков в населении. Только за последнее десятилетие и только по официальным данным численность узбеков в населении города удвоилась. Если сделать поправку на миграцию в город населения сельской местности Туркестанской области, где в некоторых районах узбеки составляют большинство, а также на нелегальную миграцию из соседнего Узбекистана, то возможная доля узбекского населения еще больше.
Экономика
С точки зрения экономики базовые показатели валового регионального продукта (ВРП) на душу населения Алматы и Нур-Султана превышают среднеказахстанский уровень. При этом показатели ВРП на душу населения Алматы и Нур-Суртана практически равны и составляют 191% и 188% от среднеказахстанского уровня соответственно. По ВРП на душу населения эти два города находятся выше всех регионов страны, кроме нефтедобывающей Атырауской области. В существенно более бедном Шымкенте душевой ВРП составляет только 57% от среднего по стране и по этому показателю Шымкент выше только соседних Туркестанской, Жамбылской и Алматинской областей.
Что касается доли экономики, то на города республиканского подчинения приходится около трети всей экономики Казахстана. И если сравнивать со статистикой десятилетней давности (2009 и 2019 годы), то доля Алматы в казахстанской экономике выросла с 18,7% до 19,5%, а Астаны — с 8% до 11,3%.
Если же мы сравним эти города по номинальному ВРП на душу населения с остальным миром, то уровень Алматы и Астаны примерно соответствует уровню Словакии, Греции или Латвии, несколько ниже Португалии и Эстонии и немного выше Румынии или Чили. Показатель же подушевого ВРП Шымкента соответствует Колумбии, Албании и Беларуси, уступает Бразилии или Таиланду и превышает Молдавию и страны Закавказья.
Если же сравнивать ВРП на душу населения с городами соседней Средней Азии, то даже Шымкент по этому показателю обгоняет Ташкент в 1,6–1,7 раза, а сопоставимый по населению Бишкек — в 2,5 раза.
В сравнении с регионами России, ВРП Алматы и Астаны уступает только Москве (на 25–30%) и нескольким нефтедобывающим регионам, но существенно превышают соответствующие показатели, например, Санкт-Петербурга. Шымкент по подушевому уровню развития экономики соответствует уровню Омской или Ростовской области и на 20% уступает этому показателю таких регионов как, например, Новосибирская область.
Что касается абсолютных показателей, то ВРП Алматы и Астаны вместе превышает всю экономику 30-миллионного Узбекистана, а одна только экономика Алматы больше, чем экономика Киргизии и Таджикистана вместе взятых почти в 2,5 раза.
Что касается развития коммуникаций, то мы видим, что в Казахстане ярко выделяются два крупнейший аэропорта — Алматы и Нур-Султана, пассажирооборот которых составляет 5–6 млн пассажиров и они входят в число крупнейших на постсоветском пространстве. Аэропорт Шымкента относится к числу региональных и, наряду с аэропортами нефтедобывающих Актау и Атырау, приближается к 1 миллиону пассажиров в год.
В оформлении программы используются фотографии Юрия Артюшкина (Неизвестный художник. Из проекта Неизвестная Сибирь. 1998–2003)