«Панибратское отношение»: как новосибирская Госжилинспекция может лоббировать интересы холдинга «МКС»
Руководители новосибирских УК говорят о «снисхождении» Госжилинспекции (ГЖИ) региона к связанным с холдингом «МКС» структурам. Они рассказали о ситуации на рынке управляющих компаний, о нечистоплотной борьбе за многоквартирные дома и о том, что ждет жильцов таких домов, если они поддадутся уговорам, нажиму и позволят себя обмануть.
В Новосибирске продолжаются коммунальные войны. Структуры, чьи владельцы или руководители так или иначе связаны с холдингом «МКС» «заходят» на дома новосибирских управляющих компаний и проводят собрания жильцов по переходу к ним. В ход идут «черный пиар», психологический террор, а на бюллетенях оказываются липовые подписи жильцов. Участники рынка отмечают удивительную снисходительность ГЖИ Новосибирской области к холдингу «МКС» и связанным с ним компаниям и небывалую строгость к тем, кто стал жертвой рейдерской атаки. Если передать документацию на дом, уходящий к «МКС», ГЖИ требует уже на четвертый день после собрания, то «МКС» может тянуть с передачей месяцами. Если же от «МКС» и связанных с ней компаний принимаются протоколы собраний жильцов «на веру», то от их оппонентов — с тщательной проверкой и обзвоном жильцов.
Поскольку холдинг «МКС» уже пользуется определенной известностью в Новосибирске и зачастую вызывает настороженность у жильцов многоквартирных домов, появилось несколько УК которые формально не аффилированы с «МКС» — не имеют общих учредителей. Однако их «менеджемент» вышел из компаний «МКС», а сами они пользуются аналогичными методами и помощью тех же структур. Такими компаниями являются, например, УК АО «Орбита» и УК «Гарант», сообщили участники рынка Тайге.инфо.
Они рассказали ситуации на рынке управляющих компаний, о нечистоплотной борьбе за многоквартирные дома и о том, что ждет жильцов таких домов, если они поддадутся уговорам, нажиму и позволят себя обмануть.
Ольга Ракитянская, директор управляющей компании «Содружество»:
С сентября месяца 2020 года, у нас очень странно увеличились количества жалоб в ГЖИ, Официальные жалобы, депутатские запросы, жалобы от жителей. Причем, когда разговариваешь с жителями, как он говорит и как написано, это абсолютно разные вещи. Мы захлебывались в жалобах к ГЖИ, отписывались в бесконечных проверках по всем мелочам. Жалобы были и от «Гражданского патруля», и от депутата горсовета Ростислава Антонова. Мы всегда реагируем очень быстро на обращения жителей, и мы столкнулись с тем, что обращения к нам то и не было, они сразу шли в ГЖИ. Ходили молодые люди по домам, женщины ходили по домам, опрашивали, чем довольны, недовольны. Им говорили вот, очень холодно, и возникала жалоба в инстанцию. Проверки ГЖИ, штрафные санкции, такие последствия всего этого были. 250 тыс. штрафа, для нас это очень существенно, и если 2−3 штрафа на одном доме, то его уже изымают из лицензии. Мы в новый год выходили акты составляли, приглашали инспекторов СГК, чтобы снять входящие параметры. Понятно, что они никогда не приезжают, но мы то, со своей стороны, все действия выполнили так, как должны были сделать это. А потом, уже спустя месяц-другой, приходят жалобы на ненадлежащую температуру в помещениях, вот такая история была, ну, много вот таких вот историй.
Светлана Занина, директор управляющей компании КЖЭК «Горский»:
Меня сия чаша коснулась только в июле месяце. Жалоб особых не было с этого дома, все вовремя убиралось, заявки выполнялись, мы отрабатывали свой перечень услуг достаточно добросовестно. Увидели уведомление о выборе другой управляющей компании. Они наш тариф снизили, у нас был 27 (рубль с квадратного метра), они сделали 25, на снижение тарифа сыграли. Но прописали интересную строчку в перечне — 2 рубля председателю совета дома. То есть тариф остался тот же самый, но у нас эти 2 рубля шли на нужды дома, а здесь будет лицу, которое все это отголосовало.
169027
И сейчас, когда мы начали переголосовывать, выясняется, что они зашли в чат дома. Есть там в «МКС» такой интересный юноша-юрист, который занимается этими технологиями. В свое время, он меня учил так делать, он сказал, что я для этого бизнеса слишком честная, нельзя так работать. Чтобы отстоять дома, нужно грязные технологии использовать. У каждого своя правда, каждый вырос в свое время. Они звонят жильцам от имени нашей компании и говорят о том, что есть задолженность. На данный момент, мы проводим собрание на этом доме, и многие люди говорят, что они не подписывали эти решения. У нас сейчас дело в суде, естественно мы все это будем опротестовывать. В основном, все за Управляющую компанию, которая была. Каким образом они собрали большинство голосов? Но это имеет место быть.
Елена Миронова, директор управляющей компании «Точка опоры»:
С лоббированием интересов некоторых УК ГЖИ НСО я столкнулась с момента создания своей УК. История началась банально просто: на доме, в котором я проживаю, нас, как собственников, не устраивало качество оказания услуг. У дома заканчивалась пятилетняя гарантия, УК не реагировала на наши претензии, к застройщику, в суд не обращалась. Единственным выходом стало создание своей УК из числа собственников.
На общем собрании я выступила с инициативой и предложила создать новую УК для нашего и соседнего домов, который также поддержал нашу инициативу.
На двух домах одновременно были инициированы общие собрания, мы сами ходили по квартирам и набирали реальный кворум, ведь будучи юристом, я заведомо знала, что к нашему голосованию будет пристальное внимание.
Сдав весь пакет документов в ГЖИ, нас «промурыжили» почти 40 дней проверкой, в итоге отказали во включении домов в лицензию, мотивируя тем, что собственники не включили вопрос о расторжении договора со старой УК в повестку.
На приеме у Полищука (глава ГЖИ — прим. Тайги. инфо), который с самого начала был настроен негативно, и встретил меня, окруженный кучей специалистов, которые не смогли ответить ни на один из заданных мной вопросов, переглядывались и просто молчали. Единственное, что мне было сказано: «Вам отказали по формальному признаку! К вашему кворуму вопросов нет!»
На мой вопрос о том: почему не отказывали ранее по такому основанию, я, как юрист, сдавала множество подобных протоколов без данного вопроса, и принесла ему данные протоколы, разъяснения Верховного суда, где четко написано, что выбор новой УК и заключение с ней договора автоматически прекращает договор управления со старой УК, и на доме не может быть 2 УК, он ничего внятного мне пояснить не мог, сказал идите в суд, вы проиграете, заплатите госпошлину и нам заплатите.
На запрос о выдаче видео и аудиозаписи нашего приема (о котором он предупредил меня в самом начале встречи) ответил отказом. Самое интересное, что выборочный подход к вопросу о включении дома в лицензию той или иной УК при одинаковом пакете документов, ГЖИ НСО даже не отрицает. А нашем субъекте эта структура уже давно работает не на государство, а на отдельно взятых личностей.
Константин Сережин, исполнительный директор Управляющая компания «ЭКО Плюс»:
У нас тоже очень интересная история. У нас «дочка» МКСа — ООО ОУ «Орбита» уже отголосовала второй дом, это Железнодорожная, 8/3, а перед этим было голосование на Железнодорожной, 6/1. Нашли инициаторов, которые свою репутацию на доме полностью подмочили созданием ТСЖ в свое время, собрали 1,1 млн, а потом обратно дом вернулся, а деньги благополучно были растрачены.
На них вышла эта «Орбита», и они инициировали голосование. Все эти люди, которые теперь находятся в совете дома, являются должниками Управляющей компании «ЭКО Плюс». У одного из участников 116 тыс. долга на сегодняшний день. Собрание прошло с криками, мол УК ничего не делает, кровля в ужасном состоянии, подвалы, и пошло-поехало. Отголосовали дом с более высоким тарифом, нам сдали только протокол, без бюллетеней. Мы запросили у них бюллетени для проверки, потому, что многие говорили, что они не голосовали, нам было в этом отказано. Отдали все в ГЖИ они. Мы пошли голосовать за нашу УК, отголосовали, сдали бюллетени, пригласили счетную комиссию из того Совета дома, которых выбрала «Орбита», для того, чтобы они посчитали и убедились, что бюллетени настоящие. Шесть часов они там проверяли каждый бюллетень, в итоге, мы их сдали. Впоследствии, мы получаем из ГЖИ такой ответ: что были проверены бюллетени, они обзвонили людей, при этом в заключении об отказе в передаче дома ГЖИ, не стесняясь, пишет: после обзвона собственников, они подтвердили факт обращения в ГЖИ, но голосовали или нет за «ЭКО Плюс» не помнят.
Это беспрецедентная акция, впервые, за 10 лет опыта сам инспектор ГЖИ их обзвонил, допросил и принял решение, что эти бюллетени являются незаконными. На что мы ГЖИ задали вопрос — а насколько вы уверены в том, что по данным телефонам, на другом конце связи вам ответил собственник? Ответа мы на этот вопрос не получили, впоследствии мы узнали, что из ГЖИ данные сотрудники уже были уволены
Оксана Царапкина, судебный эксперт в сфере энергетики и ЖКХ:
На сегодняшний день в городе Новосибирске имеет место нездоровая конкуренция в сфере ЖКХ. Группа компаний, входящих в крупный холдинг «МКС», пытаются всеми силами захватить весь рынок ЖКХ. Планы одного представителя из руководствующего состава: «не купить, значит отголосовать».
Господин Проничев в приватной беседе, поделился со мной этой информацией. Вместе с тем, я узнала и про господина Антонова, который лоббирует интересы холдинга будучи депутатом. Разработан целый план увода домов в компании, принадлежащие московскому холдингу. Сначала ходят люди по квартирам и интересуются качеством предоставляемых услуг, после чего находят разговорчивого жителя и предлагают сотрудничество на взаимовыгодных условиях. Льют грязь на руководителя компании, звонят жителям, запугивая их задолженностями по коммунальным платежам, не выплатой пособий и субсидий.
После чего проводят своё полулегальное собрание и подают документы в ГЖИ. Ко мне обращаются жители города и руководители управляющих компаний с вопросом, что происходит и почему нет добросовестной конкуренции? Почему МКС играет грязные игры? Все эти действия незаконны. Проанализировав сложившуюся ситуацию, можно прийти к выводу о том, что слова Проничева постепенно пытаются воплотить в реальность, при этом используя разные способы и методы. Самое вопиющее во всем этом — это помощь ГЖИ НСО, а именно, руководителя.
Его предвзятое отношение к иным компаниям и панибратское отношение к компаниям, входящим в холдинг МКС, можно наблюдать в его действиях и поступках. О такой ангажированности ему говорят даже его сотрудники, которые ему становятся неугодными, сама лично была свидетелем такого инцидента в кабинете Полищука. Руководитель ГЖИ должен быть независим от мнения остальных и должен действовать только в рамках закона. В городе должна быть здоровая конкуренция, она побуждает к качественному выполнению своих обязанностей по надлежащему содержанию многоквартирных домов. Ни власти ни народ не должны допустить монополию на рынке ЖКХ, которая приведёт к росту тарифов и некачественному обслуживанию. Жители являются потребителями — клиентами, соответственно, рынок должен быть ориентирован на клиентов — собственников многоквартирных домов.
В мае 2018 года около тысячи новосибирцев вышли на митинг против коррупции в ГЖИ. Они потребовали расследовать связи инспекции и МКС, а также отправить в отставку руководство ГЖИ. В результате глава ГЖИ Евгений Пономарёв ушел в отставку. Позже его трудоустроили в структуру федерального холдинга «Мой коммунальный стандарт».
Холдинг «Мой коммунальный стандарт» появился в 2010 году. Его возглавил Николай Брусникин. Он входил в группу RUCOM, бенефициаром которой СМИ называли бывшего министра открытого правительства Михаила Абызова. Единственным учредителем компании была кипрская SibecoAssetManagmentLimited. Это название фигурировало в сделках 2009−2010 годов по продаже сибирских энергосбытовых компаний от холдинга RU-COM «Энергостриму».
Новосибирские активы были консолидированы в компанию «МКС-Новосибирск» в 2011 году. Она появилась на базе ЗАО «Сибирьэнерго-Комфорт» (которое также принадлежало кипрской Sibeco). Гендиректором МКС до 2011 года был Денис Вершинин, который затем некоторое время возглавлял министерство строительства и ЖКХ Новосибирской области. Сейчас в управлении «МКС-Новосибирск» находится более 2 тыс. многоквартирных домов.
Присутствие холдинга в Новосибирске сопровождается заявлениями конкурентов о нечестной, по их мнению, борьбе. Например, бизнесмен и председатель правления «Союза организаций в сфере ЖКХ „Единство“» Александр Синица рассказывал, что лишился офиса и двух автомобилей после отказа передать МКС дома, находящиеся под его управлением.
Последний известный конфликт вокруг «МКС» связан с борьбой вокруг крупной управляющей компании «СПАС-Дом», работающей в Ленинском районе Новосибирска. Структуры «СПАС-Дома», оставшегося последним крупным местным игроком на рынке ЖКХ, не перешли под контроль «МКС» после долгих переговоров, после чего по домам начали ходить «агитаторы», а источник в «СПАС-Доме» говорил о возможной подделке протоколов для перехода под другую УК.
Подготовил Алексей Мазур