Эксперты об успехе КПРФ на выборах в Алтайском крае: «Когда объявили результаты, члены комиссии захлопали»

© vk.com / Вероника Лапина. Акция протеста КПРФ в Рубцовске
Эксперты об успехе КПРФ на выборах в Алтайском крае: «Когда объявили результаты, члены комиссии захлопали»
22 Сен 2021, 09:00

Выборы в заксобрание Алтайского края закончились триумфом левых сил. КПРФ за счет победы на округах лишила «Единую Россию» абсолютного большинства, а «Коммунисты России» получили 4 мандата по списку. Тайга.инфо поговорила с экспертами о возвращении региона в «красный пояс».

В Алтайском крае, помимо голосования за депутатов Госдумы, прошли выборы регионального заксобрания (АКЗС).

Они завершились неожиданным для многих результатом — кандидаты от КПРФ победили на 15 одномандатных округах из 34. На предыдущих выборах коммунисты прошли в краевой парламент только по партийному списку, проиграв на всех округах.

В 2021 году пять действующих депутатов-одномандатников от «Единой России» остались без своих мест. Среди них — самый богатый парламентарий Дмитрий Аганов и один из спонсоров «ЕР» Алексей Найден, который в 2016 году избрался в Каменском районе от справедливороссов.

Ночью 20 сентября во время подсчета голосов секретарь реготделения «ЕР» и спикер заксобрания Александр Романенко назвал результат однопартийцев «достойным», признал, что в новом созыве им придется «притираться» с другими фракциями, и расстроился, что в парламент не попали «профессионалы».

Секретарь крайкома КПРФ Мария Прусакова, которая переходит из заксобрания в Госдуму после победы на Рубцовском округе, пообещала, что фракция поборется за кресло спикера в региональном парламенте. Сам же Романенко уверен, что останется на посту председателя заксобрания.

Помимо победы коммунистов на 15 округах, другой сенсацией, по мнению опрошенных Тайгой.инфо собеседников, стали 12% у списка «Коммунистов России» и как следствие четыре места в заксобрании. Партия, которую считают спойлером КПРФ и которую суд не стал снимать с выборов, находилась на первом месте в бюллетене.

«Если бы не «Коммунисты России», у КПРФ сейчас было бы не 24 мандата, а намного больше, потому что многие наши избиратели по ошибке проголосовали не за ту партию. Мы все знаем, чей это проект и как он оказался на этих выборах», — сказала Мария Прусакова.

Тайга.инфо собрала мнения политконсультантов из Алтайского края и узнала, как протестное голосование и слабые кампании конкурентов стали залогом успеха КПРФ и приведут ли результаты нынешних выборов к последствиям для губернатора региона, единоросса Виктора Томенко.

Константин Лукин, политолог, автор телеграм-канала «Алтайский тандем»

Изначально было понятно, что «Единая Россия» проиграет одномандатные округа — не было понятно в каком объеме. В день голосования думали, что их будет от девяти до одиннадцати, но пятнадцать округов стали сюрпризом. Все остальные результаты, в целом, сильного удивления не вызывают.

Власть в основном боролась с КПРФ, это подняло партию. Люди, голосуя против власти, понимали, что коммунисты как бы главная оппозиция: лучше мы за них проголосуем.

КПРФ изначально претендовала на статус флагмана оппозиции и в этом ключе вела кампанию. ЛДПР в крае практически не вела кампанию, у них отсутствовала местная повестка. «Справедливая Россия», скорее, била КПРФ, а не «ЕР», и таким образом «накачивала» коммунистов.

То, что в заксобрание прошли «Коммунисты России», было вполне предсказуемо. Достаточно вспомнить выборы 2016 года в Госдуму — они уже тогда брали больше 4% по краю. Результат «Коммунистов России» слагается из двух факторов: это партия-новичок и у них было первое место в бюллетене.

Парламент серьезно обновится, и это было понятно даже по составу кандидатов: в той же «Единой России» было очень много новых лиц. Такая ротация — это правильный механизм. Профессионалов в парламенте хватит, а новичкам все равно надо будет учиться.

У нас получается хорошая, работоспособная фракция КПРФ, в нее вошли люди с опытом: юристы [Андрей] Кривов, [депутат заксобрания Вячеслав] Початов, депутаты, которые представляли муниципалитеты. У «Справедливой России» будет четыре действующих депутата, у ЛДПР — [лидер реготделения и действующий депутат Владимир] Семёнов.

КПРФ может выбирать нового лидера фракции [вместо перешедшей в Госдуму Марии Прусаковой], наверное, как минимум из пяти человек. Скорее всего, им станет Александр Ткачёв. Есть действующий депутат Вероника Лапина, которая прошла по одномандатному округу [в Рубцовске].

Для [губернатора] Виктора Томенко результаты нынешних выборов вряд ли будут иметь последствия, я не вижу таких предпосылок. В заксобрании у «Единой России» осталось большинство, сенатора, спикера и основные комитеты они, скорее всего, за собой сохранят. 

Результат [голосования] по списку в Госдуму стал намного выше в отличие от 2016 года, когда [результаты] «ЕР» в крае были на последнем месте по всей России.

Константин Емешин, общественник

Я думаю, что результаты выборов в крае были предсказуемы из-за «Умного голосования», [так как] весь протест перешел [к КПРФ].

Я был [наблюдателем] на избирательном участке №233 [в Центральном районе Барнаула], у меня по партийным спискам [в Госдуму] победила КПРФ. Когда объявляли результаты, члены комиссии захлопали: «Единая Россия» всем надоела.

Когда нет особенного давления и есть протестное настроение, естественно, это произошло. При [прошлом губернаторе Александре] Карлине был произвол: они использовали административный ресурс, но сейчас он уже ослаб.

В федеральном бюллетене [на выборах по спискам в Госдуму] первой стояла КПРФ, а «Коммунисты России» стояли ниже. В краевом бюллетене «Коммунисты» оказались на первом месте. На моем участке на федеральных выборах за них проголосовали 11 человек, а на краевых — 95. Люди как бы не вникли в детали, голосовали по первой строчке.

Алтайский край отошел в «красный пояс» — это хорошо. В последнем созыве заксобрания у КПРФ случилась глупая ситуация, когда четыре депутата были исключены из партии. Они вроде бы входят во фракцию, но голосуют как велит администрация. А сейчас у КПРФ сформируется нормальная фракция.

После выборов в Алтайском крае последствий [для власти] не будет, в настоящее время эти результаты не оказывают влияния на отношение [Москвы] к региону — на Томенко это абсолютно никак не скажется.

Владислав Вакаев, кандидат в Госдуму, депутат заксобрания Алтайского края (цитата по телеграму)

Чтобы понять, что произошло, нужно вспомнить события десятилетней давности. В 2011 году на выборах депутатов АКЗС единороссы впервые забрали все 34 округа. Это стало неприятной неожиданностью для оппозиции, рассчитывавшей повторить успех предыдущей кампании, когда сразу шесть кандидатов от «Справедливой России» смогли добиться победы на одномандатных округах.

Достичь успеха «Единой России» помогла, как ни странно, сила трех оппозиционных партий – КПРФ, ЛДПР и «СР». Каждая из них имела своих сторонников, выставила довольно сильных кандидатов, которые попросту «растащили» голоса протестно настроенных избирателей между собой. Это позволило единороссам побеждать с относительно невысоким результатом – от 28% голосов.

Сработала эта технология и в 2016 году, дав сбой только на трех округах – тогда от оппозиции прошли Алексей Найден (позже перешел во фракцию «Единой России» — прим. Тайги.инфо), Павел Шумихин и Ирина Шудра. Но это были аномалии, обусловленные местными, локальными ситуациями, сложившимися именно на этих территориях.

171708 Как «ЕР» потеряла абсолютное большинство в АКЗС

Почему же единороссам не удалось провернуть свой трюк в третий раз? Здесь сошлись несколько факторов.

В первую очередь, разумеется, это существенный рост протестных настроений в обществе в целом и Алтайском крае в частности. Во-вторых, серьезное ослабление ЛДПР, где федеральный нисходящий тренд наложился на внутренние перипетии – региональное отделение было почти разгромлено.

В-третьих, слабая кадровая политика «Справедливой России», которая выставила в этот раз не самую впечатляющую команду. Да и кампании кандидатов «СР» велись не самым лучшим образом. В комплексе все это и позволило коммунистам стать в глазах избирателей главной оппозиционной силой и забрать на себя весь протест.

Разгром мог бы быть еще сильнее, если бы на ряде округов у «Справедливой России» не было нескольких кандидатов, активно ведущих кампанию и имеющих авторитет среди избирателей.

Так, за свой проход в АКЗС [единороссу] Ивану Нифонтову надо благодарить Евгению Боровикову, забравшую себе часть избирателей, которые в других условиях голосовали бы за КПРФ. Точно так же «спас» Ивана Мордовина Олег Боронин на округе №19. А Елена Афанасьева от «СР» «помогла» Александру Локтеву [на округе №20]. В Бийске Татьяна Ильюченко смогла «проскочить» благодаря активности эсера Руслана Курасова.

Правда, эта закономерность не просматривается в случае с Новоалтайском, где активный кандидат от СР не смог «помочь» выдвиженцу «Единой России». Хотя последнему для победы не хватило совсем немного.

Забавная ситуация сложилась на округе №25. Единороссы там так боялись пользующуюся популярностью жителей Ленинского района [Барнаула] Людмилу Суслову, что приняли меры для ее нейтрализации. Что было ей предложено за отказ от активности на округе я, конечно, догадываюсь.

Своей задачи они достигли. Но в итоге перемудрили. Потому что именно пассивность кандидата СР позволила малоизвестному представителю КПРФ [Игорю Галкину] пройти в парламент. Перехитрила саму себя власть и со снятием [за владение иностранными активами] кандидата от ЛДПР Андрея Секреты. Уверен, именно это «убило» кандидата ЕР Игоря Левина.

В общем, эта кампания стала весьма интересной и поучительной. Она дала опыт, который придется учесть всем участникам политического процесса в регионе. Посмотрим, какие выводы будут из нее сделаны в ближайшем будущем – уже в следующем году нас ждет большая муниципальная кампания.

Так что, думаю, мы увидим еще немало интересного. Одно радует – в Алтайский край вернулась реальная политическая жизнь.

Ярослава Шашкова, политолог, профессор Алтайского госуниверситета (цитаты по Amic.ru и «МК»)

Масштабы левой волны в Алтайском крае существенные. Результат «Коммунистов России» действительно стал неожиданным. Все понимали, что они наберут определенный процент, но их результат оказался больше.

Некоторые голосовали за коммунистов, просто чтобы проголосовать. Я не думаю, что это было сознательное голосование за партию КПРФ, скорее, голосование методом исключения.

И тут был многоступенчатый выбор: я не хочу голосовать за власть, при этом я не сильно доверяю эффективности проекта «Справедливой России», ЛДПР уже не видится привлекательной. Отсюда, как наиболее предпочтительная из альтернатив, – это КПРФ. В ряде случаев я не исключаю, что строка КПРФ работала как графа «Против всех».

Если проанализировать кампании 1990-ых, 2000-ых, 2016-го года, можно сделать вывод: в массовом сознании жителей края четко впечатано ограниченное количество партий-лидеров. Население считает нерациональным голосовать за новые проекты и не рассматривает их в качестве конкурентов.

Подготовил Егор Фёдоров





Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года