Чуваши в Сибири: народ из Поволжья

© tatar-congress.org
Чуваши в Сибири: народ из Поволжья
25 Сен 2021, 11:20

В России, по данным переписи 2010 года, живут почти 1,5 млн чувашей. Чувашские корни, например, были у Василия Чапаева и Владимира Ленина. Об истории чувашей в Сибири, их культуре и традициях Тайге.инфо рассказал главред научно-исторического журнала «Сибирский Архив», доктор исторических наук Владислав Кокоулин.

Тайга.инфо: Чуваши ведь пришли к нам из Поволжья?

— Тюркоязычные предки чувашей жили в Центральной Азии. Во II — III веках они мигрировали на Северный Кавказ, а в VII — VIII веках переселились в Поволжье, где перемешались с местным финно-угорским населением. Считается, что этноним «чуваш» восходит к названию одного из родственных булгарам племен — сувар. Процесс консолидации групп тюркоязычного населения в Поволжье проходил в рамках крупного средневекового государства, современника и ближайшего соседа Киевской Руси — Волжской Булгарии, которая просуществовала с Х до начала XIII века.

А современная чувашская народность сформировалась к концу XV века. Чуваши в это время находились на территории Казанского ханства, но когда в 1551 году Иван Грозный построил крепость Свияжск недалеко от Казани, чуваши добровольно вошли в состав Российского царства.

Торговые связи Волжской Булгарии с Сибирью установились сразу же после образования этого государства. Чуваши продолжили заниматься торговлей с народами Западной Сибири — сибирскими татарами, вогулами и остяками (прежнее название хантов и манси). После поездки хана Кучума в Казань вместе с ним в Сибирь пришли служилые чуваши, которые потом растворились среди искеро-тобольской группы сибирских татар. От тех времен сохранились такие названия географических объектов, как Чувашская гора в Тобольске, Чувашский городок, Чувашский мыс — места, где жили служилые чуваши.

В XVII — XVIII веках уже не только торговля и служба привлекают чувашей в Сибирь, но и обширные земли, пригодные для сельского хозяйства. Сколько чувашей в эти века переселилось в Сибирь, сказать трудно даже приблизительно. Но, во всяком случае, не так много. Этот процесс тормозило крепостное право.

Соответственно, после отмены крепостного права началась массовая миграция чувашей в Сибирь. Их влекли земельные богатства Сибири, ведь в Поволжье удобной для сельского хозяйства земли уже не хватало. Известно, что в основном они расселялись в Тобольской, Томской и Енисейской губерниях. Согласно подсчетам историков, начиная с 1885 года и до конца века, ежегодно переселялись примерно по полторы тысячи крестьян из Казанской и Симбирской губерний, но чувашей среди этих переселенцев было не так много.

Мощный поток чувашских переселенцев в Сибирь приходится уже на годы столыпинских реформ. Крестьянам-переселенцам из Казанской губернии предоставлялись земельные наделы в Тобольской, Томской и Иркутской губерниях. Они и стали основным местом расселения чувашей.

Тайга.инфо: Что изменилось при советской власти?

— Следующая волна миграции — 1920-е годы и особенно годы голода в Поволжье. В голодном 1921 году в Сибирь приехали почти 18 тыс. чувашей. Это немного для Поволжья, где проживало в это время более 600 тыс. чувашей, но очень существенно для Сибири, чувашское население которой увеличилось сразу в 12 раз.

Затем последовали потоки вынужденных мигрантов, связанных с раскулачиванием и массовыми репрессиями 1930-х годов. А в послевоенные годы чуваши ехали в Сибирь на учебу, а также для работы на стройках и крупных промышленных объектах. Примерно 35 тыс. чувашей в эти годы приехали в Алтайский и Красноярский края, в Тюменскую и Иркутскую области.

В 1960-е годы шло дальнейшее освоение Сибири. И многие чувашские семьи откликнулись на призыв партии и правительства и отправились в Сибирь. Когда они приезжали в колхоз, им выделяли землю, лес на корню для строительства дома и усадебных построек, иногда корову и небольшую материальную помощь. Ставить дом помогали односельчане.

С освоением нефтяных месторождений в Западной Сибири число чувашей в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах увеличилось вдвое.

Однако в конце XX века началась обратная миграция чувашей из Сибири в европейскую часть страны, и их численность стала уменьшаться. Следует также иметь в виду и межнациональные браки, особенно в городах, что приводит к ассимиляции и сокращению численности этого народа.

Тайга.инфо: Сколько чувашей проживает в Сибири?

— Основная часть чувашей проживает в Чувашии — почти 900 тыс. человек. Следом идут Татарстан, Башкортостан, Самарская и Ульяновская области (в каждой из них проживает по 100 — 120 тыс. чувашей). В Сибири по сравнению с этими регионами чувашей проживает немного.

Перепись 1897 года зафиксировала более 4 тыс. чувашей в Сибири, из которых почти 3 тыс. приходилось на Томскую губернию, и примерно по 600 человек — на Енисейскую и Тобольскую. А в Омском уезде проживал всего 21 мужчина из Чувашии. Согласно переписи 1926 года, в Сибири проживали 48,5 тыс. чувашей, причем 46,5 тыс. из них были сельскими жителями. К 1939 году их численность увеличилась до 88 тыс. человек, а городскими жителями были уже 20 тыс. чувашей.

Численность чувашей продолжала расти и в последующие годы. В 1959 году в Сибири и на Дальнем Востоке насчитывалось уже 115 тыс. чувашей, при этом в Сибири проживали более 100 тыс. человек. К 1989 году их численность увеличилась до 145 тыс., но потом начала сокращаться. В итоге, в 2002 году их осталось 102 тыс., при этом больше половины приходилось на Западную Сибирь и одна треть — на Восточную.

В настоящее время больше всего чувашей проживают в Тюменской области (более 30 тыс.), следом идет Красноярский край — почти 17 тыс., Кемеровская область — 15,5 тыс., Томская область — около 6 тыс.); в Омской и Новосибирской областях проживают по 4 тыс. чувашей, в Алтайском крае — чуть больше 3 тыс., в Иркутской области — 4,5 тыс. чувашей.

Тайга.инфо: Как расселялись чуваши в Сибири? Образовывали ли отдельные селения или жили вместе с остальными переселенцами и старожилами?

— Чуваши в Сибири селились вместе с русскими и украинцами, но часто образовывали и отдельные чувашские селения. Так, в Тюменской области в первой половине XX века было несколько десятков чувашских селений: Петрунькино, Половинка, Польяновка, Рысево, Ангарка, Горьковка, Канаш. В Омской области есть семь селений, в которых чуваши составляют большинство населения: деревни Казанка, Машканка, Чебачиха, Салоревка, Выборненовка, Белотуровка и Екатериновка. В Новосибирской области — Витинск, Новопокровка, Новониколаевка. Деревня Чуваши в Новосибирской области была основана в 1866 году. По названию деревни несложно догадаться, кто именно ее основал.

Известная жителям Новосибирского Академгородка чувашская деревня Чербусы располагалась между нынешними улицами Полевая и Арбузова. Появилась она в 1925 году, когда из Поволжья прибыли чуваши, а также несколько татарских и мордовских семей. Русским языком они не владели, общались на чувашском и татарском. Конечно, Чербусы — это народное название, официально деревня называлась «Березовый лог» (на чувашском — «Шура хуран»), но название Чербусы так и закрепилось за этой деревней. Жители занимались земледелием и скотоводством, а в годы коллективизации их объединили в колхоз имени Кирова. Всего в деревне было 60 дворов, но работала начальная школа, а потом детей отправляли доучиваться в школу в Нижней Ельцовке.

В 1950-е годы в деревне появились клуб, амбулатория, детский сад и пекарня. Когда в Новосибирское открыли военно-политическое училище, топографическую съемку курсанты начали проводить как раз в деревне Чербусы. А потом началось строительство Академгородка, и в деревне Чербусы стали квартировать строители и их семьи, для которых позднее построили щитовые дома. В ходе строительства микрорайона «Щ» в 1981 — 1983 годы деревня Чербусы полностью исчезла, а ее жителей переселили в многоквартирные дома. Сегодня о деревне напоминает только название, небольшая речка (большая ее часть оказалась в трубе), да народное название академгородковского кладбища.

В Кемеровской области центром чувашской культуры стала деревня Михайловка в Прокопьевском районе. В Красноярском крае есть 12 чувашских сел и деревень, среди которых: Покровка, Малкас, Александровка, Казанка, Чистополка, Средняя Шилка, Канаш, Московка и другие. В Иркутской области известны чувашские деревни Тагна, Новолетники, Масляногорск.

Но и в смешанных селениях чуваши селились по возможности компактно — «чувашскими улицами». И хотя в конце XX века началось переселение чувашей из сельской местности в города, до сих пор в Сибири существуют чувашские селения.

Тайга.инфо: Чем занимались чуваши в Сибири?

— Основное занятие чувашских переселенцев — сельское хозяйство, но занимались они также лесными промыслами, охотой и рыбной ловлей. Характерно, что на рыбалку ходили в основном подростки и любители этого занятия. Рыбу съедали внутри семьи, на продажу, как это было, к примеру, у чатских татар, она не шла.

Из сельскохозяйственных культур чуваши выращивали рожь, полбу, овес и ячмень. В Сибири они быстро освоили пшеницу, которая и стала их основной зерновой культурой, вытеснив озимую рожь. Иногда сеяли гречиху и горох, если позволяли климатические условия места поселения. Кроме того выращивали лен, коноплю и хмель. Огромное значение для чувашей в Сибири приобрел картофель, который давал стабильные урожаи в этом регионе.

В чувашских селениях создавали школы. Первые чувашские школы появились уже в конце XIX века в Кузнецком уезде Томской губернии. В качестве учителей приезжали выпускники Симбирской чувашской школы. Расцвет школ пришелся на конец 1920-х годов. Учителей для них готовило Кемеровское областное педагогическое училище. Просуществовали эти школы до начала 1950-х годов, когда началось активное формирование «новой исторической общности» советского народа.

Чувашский язык постепенно выходит из употребления в Сибири. В 1959 году 72% чувашей считали чувашский язык родным, а в 1989 году — только треть. Молодежь даже из чувашских деревень, говорит, в основном, по-русски даже в быту.

Тайга.инфо: Какие традиции и обряды чуваши сохранили и сохраняют в Сибири?

— Если говорить о традиционном жилище, то чувашская усадьба отличалась от русской своей планировкой, украшением фасада и резьбой. Изба ставилась в центре двора и топилась глинобитной печью. В отличие от Чувашии курных изб в Сибири чуваши не делали. Печь была больше, чем в Чувашии, и в нее встраивали керамические трубы для отапливания задних комнат. Дом украшался росписью «в елочку» и резьбой, чаще всего — изображением солярного круга. Ставней на окнах не было. До второй половины ХХ века обязательной частью чувашской избы в Сибири были топчаны вдоль стен, как и в избах сибирских татар. Кровать отделялась от остального помещения занавеской, на полы стелили домотканые ковры.

Обязательными для чувашской усадьбы были летняя кухня и баня. А в 1990-е годы непременным атрибутом стал гараж. Любопытно, что несмотря на появление современных строительных материалов, чуваши в Сибири до сих пор предпочитают рубленые дома.

Верующие чуваши — в основном, православные. В то же время в их верованиях сохранилось очень много языческих элементов — почитание огня, воды, земли и солнца. Многие верят в добрых богов, которых возглавляет Тура, и злых духов, возглавляемых Шуйтаном. Почитают домашних духов — хозяина дома и хозяина двора.

Собственно говоря, это сочетание христианства и язычества повлияло на праздники. Чуваши отмечают праздник почитания солнца Саварни, в чем-то похожий на Масленицу; весенний праздник жертвоприношений солнцу и верховному богу (слившийся затем с православной Пасхой); праздник весенней пахоты Акатуй, зимний праздник испрашивания хорошего приплода скота Сурхури. Сейчас в чувашских деревнях остались только Акатуй и христианские праздники. В праздники чуваши любят кататься на конях, на проводы зимы обязательно устраивают скачки.

Сегодня традиционная одежда используется в основном в разного рода фольклорных выступлениях. В отличие от чувашей, проживающих в Чувашии, чуваши-сибиряки не имеют возможности приобретать готовую одежду с национальными элементами, поэтому они достаточно быстро перешли на «общесоветскую» одежду массового пошива.

В традиционной пище преобладают: супы, каши (гречневая и пшенная), вареный картофель, ржаной хлеб, пироги и лепешки. На праздники готовится большой круглый пирог с мясной или рыбной начинкой и луком — хупла. Мясо ели редко, в основном предпочитали молочную пищу — простоквашу и творожные сырки. В 1950-е годы под влиянием русских и украинцев чуваши-сибиряки стали коптить свиное сало.

Варят домашнее пиво, исконно чувашский напиток, которое постоянно подогревают и разливают ковшом. Раньше его варили слабое и практически безалкогольное. Хотя на праздник обязательно делали крепкое и ячменную водку рэкэ. От татар и русских в чувашскую кухню были заимствованы чай и квас. На праздники готовят кровяную колбасу шартан. Хотя пасеки были практически в каждом селении в Западной Сибири, мед в основном шел на продажу, в пищу мед чуваши употребляли в незначительных количествах. В целом, традиционная модель питания чувашей Западной Сибири незначительно отличается от таковой у чувашей Поволжья.

Тайга.инфо: Какие общественные организации заботятся о сохранении традиций и культуры чувашей?

— В каждом областном и краевом центре созданы чувашские общественные организации. Так, в Тюменской области с 1991 года действует ассоциация чувашей «Таван». Омская национально-культурная автономия чувашей «Юлташ» была создана в 2007 году. Организация с таким же названием в Иркутской области действует с 1990 года.

Основная задача этих организаций — сохранение, развитие и пропаганда чувашской национальной культуры. Проводятся выставки изделий народного декоративно-прикладного искусства, пропагандируются народные виды спорта и игры. Проводятся областные конкурсы, например, «Чувашская красавица». В некоторых школах в чувашских селениях факультативно преподается чувашский язык, имеются библиотеки с литературой на чувашском языке. В Тюмени на чувашском языке издается газета «Таван».

Тайга.инфо: Кто из чувашей наиболее известен в Сибири?

— Среди известных чувашей и выходцев из Чувашии много представителей самых различных профессий. Известный советский физиолог, редактор журналов «Архив биологических наук» и «Журнал экспериментальной медицины» Иван Разенков родился в чувашской семье в Симбирском уезде. Свою карьеру он начинал в качестве ассистента кафедры физиологии Томского государственного университета.

Советский писатель Михаил Белов родился в семье крестьянина в чувашской деревне. Участник двух Карских экспедиций Главсеморпути в 1930-е годы, работал в Тобольске, был репрессирован, но после освобождения отправился на Дальний Восток, где работал редактором Колымского радиовещания при политуправлении Дальстроя, в «Последних известиях» Магаданского радио.

Заслуженный художник Р Ф Александр Покровский родился и вырос в Чувашии. После окончания Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры долгие годы работал в Красноярске, где почти 20 лет был ректором Красноярского государственного художественного института.

Из политиков можно назвать революционера Василия Афанасьева, который родился в чувашской семье в Казанской губернии. За участие в революционной деятельности он был выслан в Сибирь. В годы колчаковщины сотрудничал с иркутской газетой «Дело», потом был членом Учредительного собрания Дальневосточной Республики, а после окончания Гражданской войны на Дальнем Востоке возглавил правление государственного треста «Дальлес» во Владивостоке.

Но, конечно, самым известным партийным и государственным деятелем Сибири стал первый секретарь Тюменского и Новосибирского обкомов КПСС Федор Горячев, выходец из крестьянской семьи деревни Полибино Симбирской губернии. За время его пребывания в должности первого секретаря Новосибирского обкома были созданы научные центры Академии наук СССР, ВАСХНИЛ, Академии медицинских наук СССР, начато массовое строительство жилья и строительство метро в Новосибирске, построен второй мост через Обь.

Из известных чувашей, связанных с Сибирью, можно назвать также скульптора Александра Тумандейкина, композитора Николая Пуганова, героя Советского Союза Александра Парминова, Героя Социалистического Труда Поликарпа Прокопьева.

Беседовал Владимир Кузменкин





Новости из рубрики:



© Тайга.инфо, 2004-2022
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Коммерческая служба:
+7 (383) 3-192-552

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования