«Ты все равно будешь делать по-нашему, либо не доживешь»: заключенный рассказал о насилии в новосибирском СИЗО
Заключенный новосибирского СИЗО-1 пожаловался на избиение и издевательства со стороны сотрудников. В знак протеста он несколько раз объявлял голодовку, дважды «вскрывался», но не получил медицинской помощи. Мужчина обратился в службу собственной безопасности ФСИН и к уполномоченной по правам человека.
Новосибирец Сергей Кобец заявил о том, что его избили сотрудники СИЗО-1. В знак протеста он порезал себе вены, сообщили Тайге.инфо родственники заключенного.
По словам родных мужчины, инцидент произошел еще 21 августа. 11 сотрудников вывели его на территорию без камер и завязали мужчине руки за спиной, утверждают они. Кобец вырвал руку и вскрыл себе вену, «рассчитывая на то, что ему окажут помощь».
«Он [Кобец] сказал сотрудникам: „Вы ко мне подходите по одному, если я в чем-то виноват, давайте как мужики будем решать“. Но ему заломили руки, посадили на пол и положили на ноги доску, чтобы Сергей не смог согнуть колени. Поднимали его за руки, издевались, били по щекам и материли, — рассказала родственница мужчины, пожелавшая не называть свое имя в публикации. — И „пидором“ называли, и „петухом“ обещали сделать, даже угрожали, что его повешенным найдут».
Женщина заявила, что нападение произошло под руководством БиОРа (заместителя начальника СИЗО по безопасности и оперативной работе) Дениса Распивена, который якобы был пьян и снимал все на телефон. В избиении Сергея также могли участвовали сотрудники Бабичев, Сумский, Григорян, Юргаев и Вишеньков, утверждает она. Фамилии еще шести нападавших Кобец не запомнил.
Только 1 сентября Сергея вывезли в Октябрьский районный суд, чтобы зафиксировать травму. Туда же вызвали и скорую.
«Нынче у нас санчасть перебинтовывает простынями. Первый порез нанесен в 14:00, второй — примерно в 20:30 в связи с противоправными действиями администрации СИЗО, в журнале не отображен. Просил зашить мне его, но ответили, что никакой помощи больше не окажут. Вместо этого Денис Александрович [Распивен] заявил, что сгноит меня. Один порез загнил, спустя 17 дней торчат сухожилия. На второй руке не сняли швы, которые наложили после пореза 18 августа», — говорил Кобец на видео из суда.
Родственники Сергея объяснили, что мужчина вскрывает вены «не первый раз», потому что таким способом «пытается обратить на себя внимание» администрации СИЗО. После очередного инцидента мужчину пытались поместить в психиатрическую больницу на освидетельствование.
«Ему полностью отказали в любом лечении, — пожаловались родные заключенного. — У Сергея спина сорвана, с шеей проблемы, руки болят, он хромает на одну ногу, просил рентген ему сделать, но ничего не предпринимается. Раньше он ходил в тейпах [эластичных лентах, улучшающих кровообращение и убирающих синяки], которые мы ему отправляли. А в один прекрасный момент их перестали выдавать. До начала срока он был совершенно здоровым».
«Молим бога, чтобы он оттуда нормально вышел»
Родственники уточнили, что издевательства над Сергеем в изоляторе продолжаются около года. Мужчине, по их словам, не передавали вовремя посылки и переводили в другую камеру без вещей, «пропали три сумки, и никто нигде не мог их найти». В 2020—2021 годах он подал 11 исков о нарушении прав к СИЗО-1 в Дзержинский районный суд. Частично удовлетворили только один из них.
Так, Кобец пытался взыскать с СИЗО более 1,2 млн рублей за «содержание в ненадлежащих условиях». Посылки Сергею выдавали с нарушением — комната выдачи не была оборудована морозилкой, из-за чего продукты портились.
«При поступлении в СИЗО-1 истцу были выданы простыня и наволочка, — говорится в решении суда. — Постельными принадлежностями возможно пользоваться до первой сдачи в стирку, а постельное белье, выданное истцу, обратно не возвращается. Так происходит каждую неделю по банным дням. Таким образом, нарушается гигиена».
Когда Сергея перевели в другую камеру, администрация СИЗО запрещала ему ложиться на заправленную кровать с 06:00 до 21:30. Мужчине целый день приходилось проводить стоя или сидя на лавке, либо ложиться на пол. Из-за этого Кобец постоянно чувствовал «утомленность и недостаток сил», сказано в решении суда. При этом в правилах внутреннего распорядка изолятора не прописан этот пункт.
В корпусах 4/7 и 4/1 администрация запрещала заключенному иметь при себе сумку с личными вещами и заставляла класть их в отдельное помещение. Доступ к ним давали только два раза в сутки.
«За весь период содержания в СИЗО-1 при выводе в следственные кабинеты по вине сотрудников администрации истец более 100 раз остался без горячего обеда, хотя каждый раз просил возвратить его в камеру для принятия пищи, на что получал отказ и был вынужден пребывать голодным до ужина», — следует из решения.
В камере Кобецу запрещали самостоятельно открывать окна для проветривания. Из-за нехватки свежего воздуха у него болела голова, а когда их все-таки надолго распахивали, становилось холодно.
Всего Сергей отправил более 200 жалоб в разные инстанции, в том числе и уполномоченной по правам
«Мы уже везде вплоть до Москвы подали заявления. К нему уже из ОСБ [отдела собственной безопасности ФСИН] приезжали и помощник прокурора по надзору. Конечно, БиОР ему угрожал, что, мол, не дай бог это где-то выйдет. Помощник прокурора говорил, что заявление у Сергея будет принимать БиОР. Но он спросил: „Вы в своем уме?“ и отказался, — рассказали родные заключенного. — Конечно, был сначала страх, что ему что-то сделают, но теперь уже много народу об этом знает, он не остановится. Сергею девять месяцев осталось до конца срока. Молим бога, чтобы он оттуда нормально вышел».
Как следует из решения Дзержинского райсуда по иску Кобеца, прокуратура Новосибирска области проводила проверки по фактам не отправления обращений и ограничения права на переписку, но не нашла нарушений. Тем не менее, Дзержинский райсуд постановил взыскать с ФСИН в пользу Кобеца компенсацию в 20 тыс. рублей за нарушение условий содержания в СИЗО.
В решении суда также сказано, что Кобец обращался к администрации СИЗО с заявлением «об угрозе жизни и здоровью» со стороны сотрудника «К. Григоряна», которое передали в управление СК РФ по Новосибирской области.
Родные заключенного заявили, что Григорян, помимо избиения, мог быть причастен и к краже вещей у Кобеца. По их словам, когда сотрудники напали на заключенного, Григорян сказал ему: «Будешь знать, как в суды обращаться».
«Случаются разные препоны»
Несколько раз заключенный объявлял голодовку, однако прокурор по надзору к нему ни разу не приехал. Он жаловался, что у него пропала медкарта.
Последний раз Кобец отказался от еды 18 августа из-за неоказания медпомощи, однако 21 августа его заставили прекратить голодовку со словами «ты нам мешаешь, мы из-за тебя влетаем, все равно будешь делать по-нашему, либо не доживешь», рассказала собеседница Тайги.инфо.
«Он единственный человек, который сейчас там с ними [сотрудниками администрации] борется. Адвокат говорит, что именно когда навещает Сергея, случаются разные препоны. Он приехал в СИЗО к 12:00, а запустили его только в полпятого вечера», — отметили родственники.
Родные Кобеца также заявили, что в СИЗО-1 содержатся еще «как минимум 10 человек», которые могли подвергаться унижениям со стороны администрации. Один из заключенных, Даниил Гавриленко рассказал, что его сотрудники избили 23 января 2021 года, однако на месте травмы зафиксированы не были. Мужчину также вывозили в Октябрьский райсуд, где сотрудники скорой помощи сняли побои.
В июле 2021 года Кобеца осудили по ст. 159 УК (мошенничество). При этом он находится в СИЗО-1 уже четвертый год. До заключения у мужчины было открыто ИП, которое занималось строительно-монтажными работами.
Тайга.инфо направила запрос в ГУФСИН по Новосибирской области.
Ирина Беляева