Восемнадцатый потерпевший появился в деле об издевательствах над заключенными ангарской ИК-15
Еще один заключенный признан потерпевшим по делу о насилии в иркутских учреждениях ФСИН после подавления акции протеста в ангарской ИК-15 в апреле 2020 года. Его избивали и в колонии, и в СИЗО-6.
Следователь признал 33-летнего Алексея Дьяченко потерпевшим по делу о превышении полномочий (ч. 3 ст. 286 УК) после событий апреля 2020 года в ангарской колонии №15. Об этом Тайге.инфо сообщила его адвокат Дарья Астафьева.
Дело, по которому Дьяченко признан пострадавшим, объединено с общим делом об истязаниях (п. «д» ч. 2 ст. 117 УК) и сексуальном насилии (п. «а» ч. 2 ст. 132 УК) над заключенными, по которому проходят еще 17 потерпевших.
«Для того, что бы Алексея признали потерпевшим по пыткам и истязаниям нужно провести опознания и очные ставки с пытателями. То есть нужен ряд следственных действий, которые бы подтвердили этот факт», — пояснила адвокат.
СК признал Алексея Дьяченко потерпевшим только после решения суда, до которого руководитель следственной группы Александр Корнев отказывался это делать.
Алексей Дьяченко рассказывал, что после жестокого подавления акции протеста весной 2020 года оперативник ИК-15 Филипп Саладаев и замначальника колонии по кадрово-воспитательной работе Сергей Хантаев избили его. Затем его вместе с десятками других заключенных вывезли в ангарское СИЗО-6.
«Как только я вошел [в одно из помещений СИЗО], ко мне сразу подбежал [сотрудничавший с администрацией заключенный] Евгений Семендяев со словами: „А вот и первая ауешница приехала!“ Стал сразу мне наносить удары кулаками в лицо, <…> сделал захват рукой и стал меня душить, — рассказывал Дьяченко. — <…> Семендяев тащит меня к противоположной от входа стене, к окну, где также находилось еще два „разработчика“: Александр Анисков (Сына) и Владимир Резчиков (Сыня). От нехватки кислорода я стал хрипеть и терять сознание, а они, наоборот, смеялись надо мной и всячески оскорбляли. Когда я ослаб и упал на пол, меня все трое <…> стали пинать ногами и бить деревянным бруском, в какой-то момент я потерял сознание. <…> Абсолютно всех, кто находился в этот момент в каптерке, избили до такого состояния, что, кроме как беспомощно валяться на полу, не в силах встать, ничего не оставалось».
В начале апреля 2020 года после акции протеста в ИК-15, которую силовики называют «бунтом», сотни осужденных могли быть избиты и изнасилованы в СИЗО-1 и СИЗО-6, писала Тайга.инфо. Дело о массовых пытках возбудили только в начале 2021 года. Также факты насилия были зафиксированы в иркутской ИК-6.
Параллельно СК отчитался о завершении расследования уголовного дела о самом «бунте», большинство из 19 фигурантов которого заявили, что признательные показания были получены под пытками. Одним из потерпевших признан глава регионального управления ФСИН Леонид Сагалаков, в которого, как уверяет СК, кто-то из заключенных бросил обломок бордюра.
Читайте спецпроект Тайги.инфо: «Энциклопедия пыток в иркутских колониях и СИЗО»