«Крупные комплексы устранили конкурентов»: к чему приведет запрет на подворный забой скота на Алтае
Запрет на подворный забой скота в Алтайском крае способен привести к дефициту на рынке мяса, несанкционированной торговле с машин и грандиозными убытками для простых крестьян, которые выживают за счет продажи своей продукции. Депутат Госдумы Мария Прусакова уверена, что за этим стоит лобби крупных животноводческих комплексов, которые устранили конкурентов в лице фермеров. Она считает, что если запрет не отменить, то регион может не оправиться от его последствий.
Запрет на выдачу сопроводительных документов на мясо забитых на личных подворьях животных начал действовать в Алтайском крае 11 ноября. Введенный региональным управлением ветеринарии запрет основан на рекомендациях таможенного союза ради санитарной безопасности.
«На сегодняшний день не стоит вопрос о запрете выращивания животных в личных подсобных хозяйствах. Речь идет о соблюдении действующих нормативных документов. Бесконтрольный убой животных является причиной распространения многих инфекционных болезней животных, в первую очередь это касается африканской чумы свиней. Только в текущем году по России было выявлено более 370 вспышек данного заболевания. Такой же угрозой для животноводства является ящур. Поэтому важно обеспечить ветеринарный контроль на всех этапах получения мяса», — приводила слова заместителя председателя правительства Алтайского края Александра Лукьянова пресс-служба.
Фермеры региона уверены, что нововведение поставит их деятельность под угрозу, поскольку забой на специализированных бойнях повлечет за собой удорожание мяса. По их оценкам, затраты на убой одной коровы могут вырасти на 50%, что фактически поставит крест на их привычных дохода.
По мнению Алтайского союза предпринимателей, которые обратились в адрес президента России Владимира Путина и премьер-министра Михаила Мишустина, выпущенный региональным управлением ветеринарии запрет является незаконным, так как основан лишь на рекомендательном письме замминистра сельского
Депутат Госдумы от региона Мария Прусакова в свою очередь считает, что запрет был пролоббирован крупными животноводческими комплексами, которые решили устранить конкурентов в виде мелких фермеров. Она уверена, что запрет, который формально должен был улучшить ситуацию с санитарной безопасностью мяса, сыграет обратную роль, так как продукция будет продаваться в интернете и «с машин».
«Очевидно, что запреты приняты в интересах крупных животноводческих комплексов. Потребитель по факту получает отсутствие какой-либо возможности приобрести любое мясо кроме промышленного, хотя очевидно, что фермерское мясо более качественное и экологически чистое, там меньше антибиотиков и других атрибутов промышленного производства. Сдать молоко или зарезать поросенка — это была чуть ли не единственная возможность для населения собрать детей в школу и как-то прожить», — рассказала Прусакова Тайге.инфо.
Депутат считает, что у крестьян нет даже «теоретической возможности» выполнить требования властей, так как для большинства «бойни недоступны». Прусакова подчеркнула, что в утвержденный перечень боен входят и птицефабрики, и те, кто не имеет право забивать скотину, которая выросла не на их территории. Она уверена, что запрет, если он не будет отменен, приведет к противоположному результату — распространению заболеваний, так как продукция будет продаваться «в интернете и с машин».
«Если есть необходимость в санитарных мерах, то сначала нужно все подготовить к этому [запрету], чтобы у крестьян была возможность все выполнить, а лишь потом требовать выполнения всех условий, — заявила Прусакова Тайге.инфо. — Представьте, что у крестьянина есть допустим одна корова. Он должен нанять транспорт, заплатить за убой и привезти обратно это мясо. Это работа в убыток, мы получим скотомогильники и нелегально продаваемую продукцию. Раньше, даже забивая скотину во дворе, ты получал справку от ветеринара о возможности продажи. Ну что, у нас вспышка бубонной чумы или ящура? Очевидно, что это сделано в интересах крупных комплексов. Одним росчерком пера устранили конкуренцию в виде фермеров».
Она намерена начать решать эту проблему в аграрном комитете Госдумы, председатель которого Владимир Кашин, уже получил всю информацию. Прусакова также заметила, что на ее обращение в адрес прокурора Алтайского края Антона Германа пока еще не поступило ответа. Она просила прокуратуру проверить законность запрета. В беседе с Тайгой.инфо Прусакова привела пример Бурятии, где глава региона Алексей Цыденов заметил, что не планирует вводить такие ограничения.
«Мы таких решений не принимали и не планируем. Более того, мы дополнительно выделили деньги на бесплатную для всех и фермеров и частников вакцинацию от ящура, чтоб не было ограничений на поставки нашего мяса в другие регионы. У нас никаких ограничений нет», — приводила слова Цыденова его пресс-служба.
Прусакова также отметила, что регион, где «чуть меньше половины населения» живет в сельской местности, может не оправиться от последствий запрета.
«Это затронет каждого жителя Алтайского края, как потребителя, так того, для кого забой скотины был средством выжить», — резюмировала она.
Ранее Тайга.инфо писала, что депутат Госдумы от Алтайского края Мария Прусакова просит регионального прокурора проверить законность запрета на забой скота фермерами в домашних условиях. Она считает, что эта мера может вызвать дефицит мяса и рост цен на него в регионе.
Прусакова также подчеркнула, что этим решением нарушаются конституционные права граждан, поскольку «правовая база окончательно не сформирована». Она просит организовать проверку по указанным фактам и принять меры прокурорского реагирования, если будут выявлены нарушения.
Василий Волнухин