Пример Красноярска: что ждет Новосибирск после перехода на альткотельную
Новосибирск готовится перейти к системе «альтернативной котельной», Красноярск уже в ней работает. Для жителей Новосибирска красноярский опыт представляет собой своего рода «машину времени» — можно увидеть, какие сложности ожидают. О плюсах и минусах системы рассказывает руководитель аналитического отдела Тайги.инфо Алексей Мазур.
СГК в октябре организовала пресс-тур в Красноярск для журналистов регионов своего присутствия (Новосибирск, Хакасия, Алтайский край, Кемеровская область) чтобы рассказать о своих проектах по улучшению экологической обстановки.
Мероприятие оказалось познавательным еще по одной причине — дало возможность ознакомиться с работой по методу «альткотельной».
О плюсах
СГК уверяет, что переход на тарифообразование по методу альтернативной котельной позволит существенно увеличить объем ремонта теплосетей и перейти от тренда постоянного их старения к тренду постепенного омоложения. Скептики сомневаются в этом. Можно услышать утверждение «тарифы поднимут — не значит, что начнут больше ремонтировать».
Однако в Красноярске обещанное увеличение объемов ремонта произошло. В теплосети города было вложено 3,6 млрд рублей. Построено и реконструировано 40 километров теплосетей, проведен ремонт ещё на 20 километрах. К 2030 году планируется снизить долю старых (старше 30 лет) труб с 69% (в 2019-м) до 47%.
Для сравнения — в Новосибирске в 2021 году было проведен капитальный ремонт 2-х километров теплосетей. Также программа работ на 2021 год предполагала текущий ремонт на 29 километрах. На ремонтную программу в Новосибирске было направлено 774 миллиона рублей, из них на капитальный ремонт — 272, на текущий — 263 (и еще -ремонт тепловых камер).
То есть, в Красноярске (город меньше Новосибирска в полтора раза по населению) было потрачено в 2021 году на ремонт теплосетей почти в пять раз больше, а капитального ремонта магистралей (в километрах) сделано — в десять раз больше.
СГК взяло кредит в счет будущих поступлений за десять лет, чтобы основной ремонт сделать в первые пять.
Сопоставим объем текущего ремонта. Но надо понимать, что текущий ремонт — это буквально латание дыр. Он не делает отремонтированные трубы моложе. И их всё равно придется потом менять на новые. Для динамики состояния теплового хозяйства ключевым показателем является именно объем капитального (с заменой труб) ремонта.
О минусах
Первый и самый обсуждаемый — повышение тарифов. Он в течение десяти лет будет повышаться на индекс инфляции плюс 2,9%. Сегодня стоимость гигакалории в Красноярске 1865 рублей, в Новосибирске — 1506. В Красноярске, кстати, повышаться тариф будет медленнее — на инфляцию плюс 2%.
Но есть и другой минус, о котором дорогие жители Новосибирска еще и не подозревают. Увеличение объемов ремонта в разы (а, возможно, в десять и более раз) неизбежно приведет к тому, что весь город летом будет перекопан. Именно так произошло в Красноярске. Добавим к этому дефицит подрядчиков и привычный нам хаос в городском управлении. По-хорошему, планы масштабного ремонта должны составляться уже сейчас, а ремонт теплотрасс синхронизироваться с ремонтом автодорог.
И перекопан «весь город» будет не один год, а целых пять подряд. Но перекапывать его придется. Либо отказываться от централизованного теплоснабжения.
Понимание проблемы есть — о ней говорил и председатель комиссии по городскому хозяйству горсовета Новосибирска Игорь Кудин на прошедшем 30 ноября в ТАСС круглом столе, посвященном повышению энергоэффективности. Он призвал учесть опыт красноярских коллег. Но, к сожалению, понимание проблемы в Новосибирске далеко не всегда приводит к ее решению. Посмотрим, как будет на этот раз.
Алексей Мазур