Только один сотрудник ФСИН проходит обвиняемым по делу о массовых пытках иркутских заключенных
Следственный комитет подтвердил более 30 эпизодов насилия над заключенными в иркутских СИЗО и колониях. Но по массовому делу о пытках и изнасилованиях проходит только один сотрудник ФСИН.
Силовики установили более 30 эпизодов насилия над заключенными ангарских ИК-15 и СИЗО-6, а также иркутского СИЗО-1. Об этом говорится в письме аппарата уполномоченного по правам
«Установлена причастность пяти лиц из числа заключенных СИЗО-6, девяти заключенных СИЗО-1, которыми были совершены различны преступлении в отношении иных заключенных, в том числе и действия сексуального характера. <…> Кроме того, установлена причастность одного из сотрудников ГУФСИН России по Иркутской области», — сказано в письме.
Ранее Следственный комитет сообщал о 16 подозреваемых в насилии заключенных, а не о 14, как теперь говорят в аппарате омбудсмена.
Подозреваемый сотрудник ФСИН отстранен от службы на время следствия, дело в отношении него выделено в отдельное производство. Его обвиняют в превышении полномочий с применением насилия (пункт «а» ч. 3 ст. 286 УК). По сведениям Тайги.инфо, речь идет о сотруднике ангарского СИЗО-6 Василии Луковском.
При этом экс-начальник СИЗО-6 Арслан Мажидов находится на свободе. Более того, его перевели на должность руководителя ангарской ИК-15, заключенных которой и пытали в следственном изоляторе, который он на тот момент возглавлял.
В феврале 2021 года после заявлений бывшего заключенного ИК-15 Евгения Юрченко и правозащитников удалось возбудить дело по ч. 3 ст. 286 УК (превышение должностных полномочий) и по пункту «д» ч. 2 ст. 117 УК (истязания с применением пыток). Позже его объединили с делом о групповом сексуальном насилии (пункт «а» ч. 2 ст. 132 УК). Но в августе СК выделил эпизоды с сексуальным насилием в отдельное производство.
По последним данным правозащитников, во всех связанных делах около 30 потерпевших.
Но в конце декабря 2021-го Евгения Юрченко арестовали по уголовному делу, возбужденному по статье о наркотиках (ст. 228 УК). Производство сфабриковано в результате провокации сотрудников ГУФСИН по Иркутской области и заключенных, сотрудничающих с администрацией, говорилось в письме Юрченко уполномоченной по правам человека при
По мнению Юрченко, среди заключенных в его деле могут быть замешаны и «разработчики». Это те осужденные, которых ФСИН и силовые ведомства могут использовать для выбивания нужных им показаний или иного давления на подследственных.
В начале апреля 2020 года после акции протеста в ИК-15, которую силовики называют «бунтом», сотни осужденных могли быть избиты и изнасилованы в СИЗО-1 и СИЗО-6, писала Тайга.инфо. Дело о массовых пытках возбудили только в начале 2021 года. Также факты насилия были зафиксированы в иркутской ИК-6.
Параллельно СК отчитался о завершении расследования уголовного дела о самом «бунте», большинство из 19 фигурантов которого заявили, что признательные показания были получены под пытками. Одним из потерпевших признан глава регионального управления ФСИН Леонид Сагалаков, в которого, как уверяет СК, заключенный Сергей Зырянов бросил обломок бордюра. Сам Зырянов рассказал, что его жестоко пытали и изнасиловали шваброй, чтобы заставить оговорить себя в нападении на Сагалакова, которого он не совершал.
Читайте спецпроект Тайги.инфо: «Энциклопедия пыток в иркутских колониях и СИЗО»
* (По версии