Чалдоны в Сибири шапки не ломают

© сибиряки.онлайн
Чалдоны в Сибири шапки не ломают
08 Янв 2022, 15:32

Слово «чалдоны» известно современникам, скорее, благодаря одноименному ансамблю, чем по названию старожилов Сибири. Что такое чалдонская изба и почему «чалдон шапки не ломает», рассказываем в новом интервью из цикла, посвященного населению Сибири.

О происхождении чалдонов и их появлении за Уралом — в интервью главного редактора научно-исторического журнала «Сибирский Архив», доктора исторических наук Владислава Кокоулина.

Тайга.инфо: Слово «чалдоны» слышали, наверное, все, но мало кто знает, что оно означает.

— Чалдонами в «Академическом словаре русского языка» называют коренных жителей Сибири. Однако в словаре Владимира Даля есть и другие значения этого слова — «бродяга», «беглый», «каторжник». Некоторые исследователи вообще считают чалдонами тех русских, которые ещё до прихода в Сибирь дружины Ермака ходили «за Камень», то есть за Урал — торговать в Сибирь. Однако большинство сходится на том, что чалдонами следует считать потомков тех русских, которые появились в Сибири во времена похода Ермака и дальнейших переселенцев из Российского царства до начала правления Алексея Михайловича Романова, то есть в конце XVI — первой трети XVII века.

Парадоксально, но в научной литературе до 1995 года слово «чалдон» не встречается. Например, исследователь Сибири Николай Михайлович Ядринцев в своей работе «Сибирь как колония», опубликованной в 1882 году, ни разу не употребляет это слово для характеристики разных групп сибирского населения, хотя сам свои публицистические заметки подписывал псевдонимом «Чалдон». В 1995 году научная сотрудница Томского государственного университета Прасковья Бардина в своей работе «Быт русских сибиряков Томского края» впервые описала чалдонов именно как сибирских старожилов. Последующие исследования позволили установить, что чалдонами в Западной Сибири считаются потомки казаков донского происхождения — смуглокожие, с карими глазами и тёмными волосами. А вот в Восточной Сибири чалдонами называют выходцев из Забайкалья, чаще всего потомков от русско-бурятских браков.

Но сегодня уже практически позабыты все прежние значения слова чалдон. Чалдонами, как правило, называют русских старожилов Сибири.

Тайга.инфо: То есть, первые чалдоны появились в Сибири вместе с Ермаком?

— Да, но потом эта группа стала пополняться за счёт переселенцев из Европейской части России в XVI — начале XVII века. Считается, что противостояние суровому сибирскому климату сделало чалдонов более независимыми и предприимчивыми, чем их сородичей, оставшихся в европейской части страны.

Хотя, конечно, были и анекдотические версии их появления в Сибири. Так, красноярская газета «Енисей» в конце XIX века рассказала со слов местного учителя, что предки чалдонов были абиссинцами (так раньше называли Эфиопию), которые во времена Перикла добровольно переселились в Сибирь и распространяли здесь христианство.

Тайга.инфо: Можно ли считать чалдонов отдельным этносом или народом?

— Если говорить об этносе, то надо вспомнить, что основными признаками его являются общность территории, языка, культуры и этнического самосознания. Этническое самосознание в свою очередь базируется на представлении о единстве исторической судьбы и общности происхождения. Конечно, этнос постепенно меняется — он может распадаться на более мелкие группы, меняются язык, культура и быт; а в результате межэтнических браков этнос может «размываться». Но пока сохраняется этническое самосознание, сохраняется и этнос. Выделяются и субэтнические группы, например «русские казаки».

Исходя из этого, мы можем разделить русское население Сибири на старожилов и переселенцев второй половины XIX — XX века. Основная часть сибирских старожилов к XIX веку была едина в сословном отношении — это были государственные крестьяне. Именно их чаще всего и называют чалдонами. Но группового этнического самосознания у них не было, поэтому отдельным этносом их считать неправомерно.

Чалдоны не являются территориальной группой, поскольку живут по всей Сибири. Нельзя считать их группой конфессиональной, как, например, кержаков — старообрядцев. Но и к сословию отнести их затруднительно, поскольку сословие служилых крестьян сложилось в Сибири только в XVIII веке, а до этого сибирские жители были приписаны более чем к 30 различным категориям служилого населения.

Тайга.инфо: Но у них же есть общие черты — с этим не поспоришь!

— Хотя у чалдонов присутствуют ярко выраженные черты славянских народов, тем не менее, они более широколицы, имеют желтоватый оттенок кожи, и монголоидную узкоглазость в детстве и старости, что явно свидетельствует о том, что они сформировались в результате смешения мужского европеоидного пришлого населения и местного монголоидного населения. К тому же путешественники и исследователи Сибири часто отмечали, что среди икон в «чалдонской избе» можно заметить небольшие идолы божков, вырезанных из кости и появившихся явно под влиянием верований коренного сибирского населения.

Что касается других черт чалдонов, то они сформировались в условиях сибирской действительности. Отсутствие помещичьего землевладения, земельные просторы, затруднённость административного контроля в связи с удалённостью и разбросанностью крестьянских поселений привели к формированию таких черт, как индивидуализм, прагматизм, чувство собственного достоинства.

Тайга.инфо: Существуют ли какие-то бытовые особенности, присущие чалдонам?

— Поскольку предки чалдонов переселялись в Сибирь в разное время и из разных мест, то говорить об общих традициях и обычаях сибирских чалдонов можно лишь с большой долей условности.

Есть такое понятие, как «чалдонская изба» — это большая рубленная изба, состоящая из объединённых в один дом частей напоминающая «гармошку»: справа возле входа за сенями расположена женская кухня, а в дальнем левом от входа угле — «божница». Кстати, мужчинам на кухню заходить нельзя. А если вдруг придётся там оказаться, то трогать ничего нельзя, даже кружку для воды. Поэтому приходится ждать, когда женщина вынесет воды напиться. В свою очередь женщинам не разрешается заходить на мужскую половину и пользоваться мужскими инструментами.

За большой стол под «божницу» обычно сажают стариков, а гостей и приезжих определять в «красный угол» не принято независимо от возраста и статуса гостя.

Тайга.инфо: А если этот гость — большой начальник?

— Даже в этом случае. Ведь не случайно чалдонов относят к людям «вольным», которым часто приписывают пословицу «чалдон шапку не ломает», то есть не снимает шапки и не кланяется в присутствии власти. Чалдоны работники очень добросовестные, но не любят исполнять чужих приказов.

Друзей за стол сажают рядом, собеседника — напротив. Детей и молодёжь сажают возле выхода — напротив «красного угла». Женщины могут сидеть за столом с мужчинами, но обычно это бывает только по праздникам, в обычные дни они крайне редко сидят за одним столом.

Традиционно чалдонские женщины носят чёрные платки с красной узорной вышивкой и заплетённые косы, а молодые девушки чаще носят нарядные белые или красные платки. Ходить без платка не принято, это называется «опростоволоситься».

Но сегодня, как правило, эти традиции и обособленность чалдонов можно встретить только в отдалённых сибирских деревнях. В течение ХХ века это население сильно смешалось с другими народами не только в городах, но даже и в деревнях.

Тайга.инфо: Интересно, есть ли общественные организации, которые занимаются сохранением культуры чалдонов?

— В 1990-е годы было создано Нарымское общество чалдонов, которое вскоре трансформировалось в общественную организацию, которая занималась изучением исторического своеобразия чалдонов. В Новосибирске в 1989 году был создан государственный ансамбль песни и танца «Чалдоны», но в его репертуаре самые разнообразные песни — и казачьи, и советские. Поэтому считать, что «Чалдоны» пропагандируют культуру и песни чалдонов нет никаких оснований.

К тому же, чалдонов в Сибири остаётся всё меньше и меньше, и не исключено, что вскоре эта группа населения окончательно смешается с другими группами русского населения Сибири и останется только в истории.

Подготовил Владимир Кузменкин





Новости из рубрики:



Мнения
Новосибирск был столицей науки. Теперь он стал центром научных репрессий
Илья Кабанов
Ученые находят решения проблем, стоящих перед человечеством. Поэтому их аресты — это репрессии против будущего.
© Тайга.инфо, 2004-2022
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Коммерческая служба:
+7 (383) 3-192-552

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования