«Экспозиция должна отражать самобытность региона»: как вернуть музеям интерес посетителей
Почему большинство «малых» музеев нужно «спасать», зачем нужны стандарты помещений и оборудования, можно ли избавить «устаревшие» музеи от «событийного ада», сделав их частью региональной идентичности? Программная речь директора Новосибирского государственного краеведческого музея Андрея Шаповалова.
В декабре 2021 года на Всероссийской конференции-презентации Минкультуры РФ в Санкт-Петербурге представило подходы к созданию модельного стандарта муниципального краеведческого музея. Специально для Тайги.инфо эту идею комментирует участник и докладчик конференции Андрей Шаповалов.
Тайга.инфо: Как вы в принципе относитесь к идее музейного стандарта? Это значит, что все музеи должны стать одинаковыми?
— Я точно за модельный стандарт, поскольку считаю, что муниципальные музеи не просто нуждаются в обновлении. Большинство из них нужно спасать. И модельный стандарт деятельности может быть прекрасным шагом для этого. В самом процессе стандартизации нет ничего страшного. Стандартизация — один из элементов понятия «качество». Вопрос лишь в том, что и как стандартизировать.
Есть серьезные опасения, что стандартизация приведет к условной одинаковости музеев и нивелирует их уникальность. Этого как раз бояться не стоит, поскольку именно сейчас большая часть, например, муниципальных краеведческих музеев совершенно одинаковые. У них единый подход к показу истории и природы, обязательные чучела животных, русские печки, разделы про войны, революцию, трудовые подвиги. Разница только в качестве экспонатуры и местных нюансах.
Мне кажется, что правильно организованное введение модельного стандарта могло бы изменить и серьезно улучшить ситуацию. Поскольку мне бы хотелось, чтобы модельный стандарт решал назревшие в муниципальных музеях проблемы, я рассматриваю его в проектном формате, где есть проблемы, задачи, пути решения и результат, а все происходит в условиях ограниченных ресурсов и сроков.
Тайга.инфо: Какие еще проблемы, кроме «одинаковости», есть у муниципальных музеев?
— Я бы выделил три блока проблем.
1. Инфраструктурные. Отсутствие площадей для всего: для входной группы (у некоторых даже туалетов и гардеробов нет), хранилищ, экспозиций, выставочных залов, служебных помещений. Многие сидят в памятниках, которые просто не приспособлены для приема людей, поскольку очень тесные. Отсутствие современного выставочного и хранительского оборудования. Нет технических средств (оборудование для температурно-влажностного режима, свет, мультимедиа, интернет, специализированные учетно-хранительские программы). Устаревшие экспозиции и технологии.
2. Кадровые. Нехватка персонала и ставок, отсутствие специального образования у персонала. Нет навыков и насмотренности. Отсутствие в малых городах важных профессий, например, реставратор. У персонала нет мотивации.
3. Административно-финансовые. Крайне низкое финансирование, особенно в дотационных муниципалитетах. Невозможность прямых финансовых вливаний из бюджетов высшего уровня. Непрозрачные принципы формирования муниципальных заданий. Функции музея руководство многих муниципалитетов не понимают, и они не важны для муниципального руководства, музей — это лишние руки на культурном поле, которые выполняют те функции и мероприятия, которые необходимы в конкретный момент руководству муниципалитета.
Это далеко не все проблемы, но, пожалуй, основные. Они формируют главное проблемное поле, которое и хочется изменить. В музеях устаревшие и вялые экспозиции и выставки, они неинтересны для посетителей, и они фактически перестали выполнять основные музейные функции.
Тайга.инфо: Про то, что многие музеи не очень интересны, и там все устарело, понятно. А какой смысл и какие функции еще должны быть заложены в эту «стандартную модель»?
— Основных музейных функций всего четыре: комплектование, хранение, изучение и презентация музейных коллекций. Это то, что должен делать любой музей. Но есть еще кое-что.
Для местного сообщества музей должен оставаться или стать центром коллективной памяти. Для туристов он должен быть зеркалом основных исторических смыслов территории и узнаваемым локальным брендом. Для всех посетителей он должен быть местом интересных творческих событий. Это тот минимум, который требуется от современного музея в новом мире.
Тайга.инфо: И вам кажется, что все это можно сделать в рамках введения модельного стандарта?
— Может быть не все, но значительную часть можно.
Тайга.инфо: И что конкретно нужно сделать?
— Решение инфраструктурных проблем — самая простая часть изменений. При наличии средств и твердых подходов. На мой взгляд, совершенно необходим инфраструктурный стандарт, в который входит необходимый минимальный набор помещений, техники, оборудования.
Я как раз об этом говорил на конференции, когда представлял наш с партнерами опыт музейного аудита в Новосибирской области. Чтобы музей выполнял определенные функции, у него должны быть условия и инструменты. Можно копать лопатой, а можно экскаватором, эффект будет разный. Так и с музеями. У музея должны быть достаточные помещения для выполнения всех его функции, у него должны появиться современное оборудование, средства защиты, мультимедиа и много чего еще, чего пока нет. Именно с этого нужно начинать.
Вероятно, должен быть стандарт помещений и оборудования — с размерами и марками. Это всегда рискованно, но я бы выступил за. По моему опыту, музей, где на сегодня менее 550 кв. м. общей площади, не может быть модельным. Просто нормальная модель в меньшую площадь не поместится. Если половина этих помещений не задействована как экспозиционно-выставочная площадь, то тоже говорить не о чем.
Вообще, про размеры стоит говорить отдельно, это как раз важная тема для стандартизации. Вы же понимаете, я сейчас говорю о минимальных допустимых размерах. Еще в 1986 году проектный институт Госгражданстроя выпустил рекомендации по проектированию новых музеев. Я не знаю, насколько широко эти рекомендации используются в стране, но я при проектировании новых объектов постоянно к ним обращаюсь. Так вот, в них есть даже рекомендации по процентному соотношению площадей внутри музея: сколько для хранения, сколько для посетительской зоны и так далее. Они вполне годятся. Может быть, их нужно чуть корректировать, но использовать как основу для помещения модельного музея можно.
Про оборудование такого нет, но совершенно понятно, что должны быть минимальные требования к охране: сигнализация, количество рубежей защиты, специальные хранилища, рекомендации по современному музейному оборудованию, свету.
Тайга.инфо: А экспозиция? Должны быть стандарты для нее? Ведь этого боятся противники модельных стандартов.
— С этим сложнее. Здесь, наоборот, не должно быть стандартизации, но требования к ней должны быть. Экспозиция должна не представлять историю «от Адама до Потсдама», а отражать самобытность и уникальность региона. И непременно основываться на составе коллекций. Эту экспозицию нужно специально проектировать не силами музейных сотрудников, а силами способных команд музейных проектировщиков (это, кстати, поддержит и развитие музейного экспозиционного проектирования как отрасли).
Экспозиция должна быть построена «не по стандарту», а таким образом, чтобы продемонстрировать уникальность места, его историю, а также самобытность музейных коллекций. Очень важно не впихивать в нее все, что есть, а показать необходимое и важное, не боясь оставить значительную часть фонда в хранилище. С этой частью потом можно и нужно работать в выставочном формате.
И еще в музее обязательно должен быть современный выставочный зал. Он должен быть наполнен современным модульным оборудованием и техническими средствами. Выставочный зал должен быть достаточно просторным, а не зажатым перегородками маленьких комнат.
Зал должен иметь три функции:
1. Здесь сотрудники музея должны делать выставки из собственных фондов. Именно в этом зале должны появляться результаты деятельности музея: комплектование, изучение коллекций, научно-исследовательские работы с населением. Все это должно трансформироваться в выставки, именно они должны стать основным итогом «деятельности модельного музея».
2. В этом зале необходимо принимать привозные выставки. Это еще одна важная функция музея, работающая на выравнивание возможностей доступа к культурным ценностям. Сделать так, чтобы хорошо сделанные, качественные выставки, с подлинными шедеврами из музейных фондов путешествовали по стране и показывались в муниципальных музеях — это отдельное направление работы. В свою очередь музеи тоже должны научиться делать и возить выставки из собственных фондов. Вообще движение выставок по стране — одна из важных задач, которую тоже можно решать в рамках работы по ведению модельного стандарта.
3. Выставочный зал может работать и как место проведения самых разных творческих событий и проектов. При этом желательно, чтобы мероприятия соответствовали музейному профилю.
Тайга.инфо: Вы много лет говорите о центре хранения и реставрации музейных коллекций в Новосибирской области. Модельный стандарт может в этом помочь?
— Скорее нет, но это проблема нашей области, и если в ней будет создано хотя бы несколько модельных музеев с нормальными хранилищами, это уже решит часть проблем.
Хранилища — еще одна важная инфраструктурная проблема. Они должны иметь площадь, достаточную для хранения существующих коллекций, а также достаточно площадей «на вырост». В каждом музее должно быть отдельное сейфовое хранилище для оружия и драгметаллов. И не так важно, есть ли сейчас эти фонды. Естественно, что хранилища должны иметь профессиональное оборудование, системы безопасности, температурно-влажностный режим, а в музее должна работать электронная учетно-хранительская система. По-моему, все это должно входить в понятие «модельный музей».
Тайга.инфо: Чего еще не хватает музеям? Например, где вы находите сотрудников?
— Проблемы, связанные с кадрами, решить не так просто, но можно начать. [Директор российского этнографического музея] Юлия Купина в своем докладе [на конференции] предложила создать федеральные учебные центры в Санкт-Петербурге и разъездной пул менторов. Это хорошая, но недостаточная для целой страны мера.
Сегодня во многих регионах есть программы обучения музейным специальностям в вузах, серьезные программы переподготовки специалистов в региональных музеях, во многих регионах есть опытные команды специалистов и лицензии на образовательную деятельности в этой сфере (во всяком случае, в Новосибирске все это есть).
Исходя из этого, имеет смысл создать учебные центры в отдельных регионах. Это снизит финансовую нагрузку на участников (кто-то должен будет оплачивать командировки) и позволит в ходе обучения оказывать методическую помощь сотрудникам ближайших муниципальных музеев. Для унификации программы учебных процессов, возможно, нужно создать «зонтичную» систему, во главе которой станет крупный федеральный учебный центр, а в регионах будут открыты его отделения.
Отдельная проблема — подготовка кадров для реставрации. Проблемы реставрации музейных предметов — это проблема не муниципальных музеев, а страны в целом. Квалифицированных реставраторов не хватает в каждом регионе и в каждом музее. Организовать их массовое обучение «с нуля», а также профессиональную переподготовку и повышение квалификации — это совершенно отдельная задача, которую необходимо решать за рамками «модельного музея», но начинать решать нужно.
Самый важный и непростой блок проблем — административно-финансовый. Он, на мой взгляд, наименее поддается простым решениям. Ситуации, когда музеи в муниципалитетах оказываются в зависимости от желаний и необходимостей администраций, решаются труднее всего. Позиция руководства муниципалитетов «мы вам платим, а вы делаете то, что мы поручим» наиболее остро проявляется в небольших муниципалитетах, где нет работы, финансирования и нет серьезного контроля.
Если посмотреть на работу сотрудников малых музеев, она выглядит как сплошной событийный ад, они беспрерывно делают какие-то мероприятия или участвуют в чужих, при этом большая часть этих мероприятий к музейной деятельности и задачам не имеют никакого отношения. Чаще всего собственные музейные функции практически не выполняются: экспозиции устарели, фонды запущены, выставки делаются на «скорую руку» к юбилеям, научно-исследовательская и фондовая работа не ведется. Все это сопровождается тотальной нехваткой финансовых средств буквально на все.
Решить это возможно только при комплексном подходе. Здесь необходимо вводить жесткие нормы музейного стандарта в муниципальные задания, договариваться с руководством муниципалитетов, а также попробовать решить проблему финансирования отдельных музеев из бюджетов более высокого уровня, например, через региональные (может быть, федеральные) грантовые программы или специальные целевые субсидии. В любом случае, необходимо уже сейчас начать осмысливать, как решить блок административно-финансовых проблем.
Если мы будем последовательно осуществлять работу по всем этим трем направлениям (в расчете не только на федеральные средства, но при участии региональных и муниципальных властей), у нас появится шанс за несколько ближайших лет серьезно изменить многие муниципальные музеи, сделать их частью глобального культурного пространства, включить их в туристические маршруты.
А еще сделать из них места, где на новом уровне осмысливается региональная идентичность и где проходят уникальные творческие события, рассчитанные на местную аудиторию и туристов.
Подготовил Евгений Мездриков