В монополизации хлебного рынка Новосибирска разберется Арбитражный суд

29 Ноя 2004, 09:05

Скандал вокруг попыток одного из крупнейших игроков новосибирского хлебного рынка - ОАО "Восход" - получить доминирующее положение на региональном рынке получил судебное продолжение.

Скандал вокруг попыток одного из крупнейших игроков новосибирского хлебного рынка - ОАО "Восход" - получить доминирующее положение на региональном рынке получил судебное продолжение.

Сегодня, 29 ноября, в Арбитражном суде Новосибирской области судья Апарин рассмотрит иск одного из акционеров ОАО «Русич» Сергея Белосохова. Он пытается оспорить продажу 22-процентной доли в ООО «Капитал», владеющем контрольным пакетом акций ОАО «Русич». В октябре 2003 года 22% акций «Капитала» были проданы гендиректором ОАО «Русич» Геннадием Шибаевым техническому директору «Восхода» Георгий Керного.

Как известно, погоду на хлебном рынке Новосибирска делают три предприятия – «Новосибхлеб», «Восход» и «Русич». Самым крупным акционером «Русича» является фирма «Капитал», которой до осени 2003 года владели Сергей Белосохов (30%) Геннадий Шибаев (22%) и ООО «Партнер» (48%). Кстати, стопроцентным учредителем фирмы «Партнер» была гражданка Игнатова Анна Степановна, мама известного бизнесмена и политика Виктора Игнатова.

О попытках владельца ОАО «Хлебокомбинат «Восход» Дмитрия Терешкова получить контроль над «Русичем» стало известно еще в прошлом году, когда Управление Министерства по антимонопольной политике (ныне Федеральная антимонопольная служба, ФАС) не разрешило «Восходу» сделку по приобретению акций «Русича» - это вело бы к монополизации рынка хлебопродуктов. Однако, как теперь выясняется, хлебный магнат Терешков нашел способ обойти это досадное препятствие – 22-процентный пакет «Капитала» был куплен подчиненным Терешкова. А вскоре после этого другой менеджер Терешкова, гендиректор «Восхода» Эдуард Рязанцев приобрел 100% уставного капитала ООО «Партнер», став его единственным участником. В результате сейчас один из трех игроков – «Русич» - контролируется своим конкурентом, ОАО «Восход».

Как утверждает Сергей Белосохов, дальнейшие действия представителей Терешкова – это «размывание» доли Белосохова путем допэмиссии акций и накопление задолженности «Русича» - на сегодня она составляет уже более 86 миллионов рублей, при том, что сумма активов, согласно балансу предприятия на 1 января нынешнего года – 63,5 миллиона рублей.

Продажу 22-процентного пакета Шибаевым Георгию Керного и пытается оспорить Белосохов. Дело в том, что из Устава ООО «Капитал» следует: если участник захочет продать свою долю, он должен уведомить об этом своих партнеров, у которых имеется преимущественное право на ее покупку. Если те отказываются, можно продавать свою долю «на сторону». Когда Геннадий Шибаев продавал свою 22-процентную долю в «Капитале» техническому директору «Восхода» Георгию Керного, он поставил в известность директора «Капитала», а тот, в свою очередь, остальных двоих участников фирмы – Сергея Белосохова и фирму «Партнер». Оба отказались от покупки, поскольку свою долю номинальной стоимостью 18 тысяч 700 рублей Геннадий Шибаев намеревался продать за 15 миллионов рублей. Это подтверждается «уведомлением», подписанным самим Геннадием Шибаевым 21 августа прошлого года. Позже сумма в 15 миллионов рублей за 22-процентную долю Геннадия Шибаева в документах фигурировать таинственным образом перестала. Называлась лишь ее номинальная стоимость. Многочисленные попытки Белосохова узнать реальную сумму, за которую ушел пакет, ни к чему не привели.

Специально для ТАЙГИ.info Сергей Белосохов прокомментировал ситуацию вокруг процесса:

- Я подал в суд на Георгия Керного и Геннадия Шибаева, о том, что сделка в фирме «Капитал» была проведена с нарушением закона. По моим данным, Шибаев обозначил одну цену за продажу своего пакета в 22% - 15 млн. рублей, а по сути господин Керного ему такие деньги не платил.

Суд будет решать, насколько правомерно эта сделка была совершена. «Терешковская» сторона стоит на той позиции, что, так как я в течение трех месяцев этот договор не оспаривал, он вступил в силу. Но я считаю, что произошел обман – просто я считал, что обмана нет, что действительно господин Керного купил пакет за эту цифру, а я за эту сумму не мог этот пакет купить. Я предполагал, что будем с Керного и Терешковым партнерами, а оказалось совсем не так.

- А в чем интерес Шибаева обманывать Вас – декларировать одну сумму, а получать другую? Почему он захотел продать свой пакет именно Керного? Ведь он мог за эту меньшую сумму точно также Вам продать?

- Видимо, есть какие-то договоренности с Терешковым.

- То есть главный в этой ситуации – именно Терешков?

- Конечно. Керного, по сути, просто человек, который работает в компании Терешкова, вот и все.

- И все-таки, почему они решили от Вас избавиться таким образом?

- Решили «кинуть», хулиганы просто какие-то (Смеется). Не знаю, не могу объяснить их позицию. Наверное, я бы не подписал эту сделку, если бы владел всей полнотой информации, поэтому во все детали меня решили не посвящать. И я смотрел на них как на партнеров. Думал, будем решать все вопросы в рамках Совета директоров, который действует на благо акционерного общества, акционеров, вот и все. А здесь просто «швыряют», вот и все.

- Реальная цена, за которую ушел этот пакет, известна?

- Нет. Возможно, по номинальной стоимости – 18,7 тысяч рублей, не могу сказать. Мне договор они не показывали и не показывают – все придумывают какие-то отговорки – и директор «Капитала», и Шибаев, и Керного.

- Как стало известно, что 15 млн. не были заплачены?

- Если такая сумма проходит, человек должен заплатить с нее налоги – с 15 миллионов за вычетом номинальной стоимости в 18,7 тысяч рублей. В налоговой декларации это не было указано, а раз не было указано, значит, он продал за меньшую сумму. А если вообще не указал в декларации, значит, это копеечная сумма. Значит, номинал – ниже номинала он продавать не имеет права. Так как Шибаев декларацию не подавал,

- Как Вы оцениваете перспективы начавшегося процесса?

- Надеюсь, что-то у меня получится. Была задекларирована одна сумма сделки, на самом деле заплачена другая. Таким образом, ущемлены мои права как акционера, потому что я не смог использовать свое преимущественное право выкупа, которое записано у нас в Уставе.

- Вы обсудили эту ситуацию с новыми владельцами пакета?

- Та сторона разговаривать со мной не хочет. Я предлагал вступить в переговоры. Было годовое собрание акционеров, на котором я хотел задать вопросы господину Терешкову. Однако он туда не пришел - сказали, что он болеет. Терешкова я в глаза не видел уже, наверное, года два. С того времени, как произошел обман, Терешков вообще не показывается. По сотовому трубку не берет, звоню секретарше – меня с ним не соединяют.

- Можно ли все эти события расценивать как монополизацию хлебного рынка?

- На мой взгляд, да. Хлеб потребляет каждая семья, кто-то больше, кто-то меньше. Это социальный товар. Теперь в Новосибирске всего две структуры, которые, по сути, монопольно владеют производством и сбытом хлеба – «Новосибхлеб» и структуры Терешкова. Как вы думаете, могут они друг с другом договориться? Чтобы поднять цены или опустить, или еще что-то? Наверное.

Приведу такой пример: господин Терешков получил контроль над хлебокомбинатом «Русич» в прошлом году. И, несмотря на выборы губернатора, перед самыми выборами цены на хлеб поднялись. Это говорит о силе монополии. Не о слабости администрации, а о силе монополии.

К тому же сейчас «Восход» с «Русичем» в сумме занимают гораздо большую долю рынка, чем «Новосибхлеб». В 1997-98 годах, когда «Новосибхлеб» формировал около 65% рынка, он был признан монополистом и внесен в реестр монополистов, было немного наоборот. Бизнес есть бизнес – с тех пор где-то «Восход» прибавил, «Новосибхлеб» убавил. Прибавил «Русич» в свое время. На рынке нет остановки, ситуация меняется.

- То есть даже областная власть не может повлиять на ценообразование?

- Ну, областным властям всегда можно показать причины повышения цены, рассказать о своих трудностях, обосновать – повышение цен на энергоносители, транспорт и т. д. Хотя они, конечно, существуют, вопрос в том, в каком объеме. Убедить человека, в данном случае губернатора, всегда можно, особенно если действительно есть какие-то объективные предпосылки, которые можно предъявить. А тем более, когда всего две структуры, то сделать это с двух сторон совсем просто – оппонентов-то нет.

- Получается, что Терешков пытается скрыть свою монополию от Федеральной антимонопольной службы, обмануть ее?

- Ну, коль ФАС считает, что у Терешкова нет монополии… Получается, ему это удалось.

- У Вас есть какие-то прогнозы, когда в очередной раз вырастут цены на хлеб? Когда это может произойти?

- Я считаю, в связи со сложившейся ситуацией это может произойти в любой момент. А почему нет? Нужно только найти повод.

На фото Валерия Титиевского ("Коммерсантъ"): Дмитрий Терешков





Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года