В Новосибирске вышло одновременно два номера газеты "Молодость Сибири"
Сразу два варианта еженедельника "Молодость Сибирь" вышли в среду и четверг (8 и 9 декабря, соответственно) в Новосибирске. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, это стало следствием затянувшегося конфликта между учредителями газеты - редактором Борисом Коноваловым и бизнесменом Виктором Игнатовым. Лицензия на издание сейчас перешла к Игнатову, как утверждает Коновалов, обманным путем, поэтому последнему пришлось издавать "свой" номер "Молодости Сибири" по документам газеты "Труд-Сибирь".
Сразу два варианта еженедельника "Молодость Сибирь" вышли в среду и четверг (8 и 9 декабря, соответственно) в Новосибирске. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, это стало следствием затянувшегося конфликта между учредителями газеты - редактором Борисом Коноваловым и бизнесменом Виктором Игнатовым. Лицензия на издание сейчас перешла к Игнатову, как утверждает Коновалов, обманным путем, поэтому последнему пришлось издавать "свой" номер "Молодости Сибири" по документам газеты "Труд-Сибирь".
Как уже сообщало ИА REGNUM, конфликт вокруг газеты восходит к выборной кампании 1999 года. Тогда известный новосибирский политик и бизнесмен Виктор Игнатов - один из руководителей избирательного штаба будущего губернатора Виктора Толоконского - занимался консолидацией медиа-активов. В частности, им был приобретен и записан на близких ему людей и структур 50-процентный пакет акций ЗАО "Издательский дом "Молодость Сибири", издававший одноименный еженедельник, а также газету с кроссвордами "Кроссовки". Ровно такой же пакет, что затем и стало основой конфликта, оставался у директора и редактора газеты Бориса Коновалова.
После предвыборных баталий взгляды союзников на будущее газеты разошлись - Коновалов хотел сохранить статус-кво, Игнатов жаждал обновлений, одним из условий которого ему представлялся уход Коновалова с одной из руководящих должностей. Однако возникла патовая ситуация - Игнатов, не обладая контрольным пакетом, не мог оказывать нужного ему влияния на политику газеты. Вскоре выход из тупика был найден.
В апреле 2003 года Виктор Игнатов и Борис Коновалов пригласили войти в число акционеров ЗАО "Издательский дом "Молодость Сибири" известного деятеля издательского бизнеса Олега Хрипунова ("Интермедиагрупп"). Он получил 2% акций газеты - по одному проценту от Коновалова и Игнатова. По словам Коновалова, был составлен долгосрочный план инвестиций - после вложений со стороны "Интермедиагрупп" пакет Хрипунова должен был постепенно увеличиться до 25% плюс одна акция, причем расти он должен был в равной степени за счет пакетов обоих акционеров. Однако как только 2-процентный пакет оказался у Хрипунова, он, как утверждает Коновалов, в нарушение договоренностей, был передан Игнатову. Таким образом, у Игнатова оказался 51% акций, а у Коновалова - только 49%.
Игнатов передал свои акции в ООО "Редакция газеты "Новая Сибирь". Любопытно, что костяк "Новой Сибири" составляют журналисты, в свое время уже работавшие в "Молодости Сибири" и ушедшие оттуда после скандала 1993 года - какое-то время после ссоры с Коноваловым они даже издавали газету "Молодость Сибири - Новая Сибирь". По мнению наблюдателей, именно в расчете на их давние плохие отношения с Коноваловым Игнатов и решил привлечь их к участию в "войне" за газету.
25 февраля 2004 года "группа Игнатова" провела собрание акционеров ЗАО "Издательский дом "Молодость Сибири". Собрание избрало на должность генерального директора ИД Кирилла Наконечного, одновременно работающего заместителем главного редактора "Новой Сибири". Однако новое руководство газеты обнаружило, что право на издание газеты уже принадлежит некоему ЗАО "Молодость Сибири" - Борис Коновалов вывел активы газеты в новое ЗАО и зарегистрировал на него свидетельство на издание газеты. Директором ЗАО стал дальний пожилой родственник Коновалова Олег Осадчий. Игнатов и его сторонники сочли, что Коновалов сделал это незаконно и обратились в Арбитражный суд.
7 сентября начался процесс. Стороны давали разные прогнозы по исходу процесса, грозившего надолго затянуться, однако неожиданно он прекратился. Как теперь выясняется, в октябре Кириллу Наконечному и директору "Новой Сибири" Константину Кантерову удалось привлечь на свою сторону директора "Кроссовок" Владимира Рыжова. Как сообщил Кантеров в интервью ИА REGNUM, им удалось убедить Рыжова в противоправности действий Коновалова и в реальности перспективы уголовной ответственности. Рыжов, как утверждает Кантеров, в свою очередь, убедил Осадчего написать в управление Минпечати письма об отказе от лицензий на "Кроссовки" и "Молодость Сибири". Как только письма поступили чиновникам, свидетельства были аннулированы, и ЗАО "Издательский дом "Молодость Сибири" подало заявку на регистрацию лицензий. Вскоре Коновалов обнаружил, что разрешения принадлежат его оппонентам. На прошлой неделе газета (за номером 47) вышла, не имея свидетельства о регистрации. Арбитражный суд прекратил рассмотрение иска Игнатова "за исчезновением предмета разбирательства". По словам Кантерова, "если бы мы действительно хотели "кинуть" Коновалова, мы бы зарегистрировали газеты на какое-нибудь другое ЗАО, а так мы просто вернули ситуацию к началу - лицензии у ЗАО, в котором Коновалову по-прежнему принадлежат 49%".
У Бориса Коновалова своя трактовка произошедшего. Он считает, что Рыжов "вступил в сговор" с представителями "Новой Сибири" и, чтобы "продать себя" и "получить новое место работы", решил "совершить предательство" - выкрал документы, потом предлагал Коновалову их выкупить. Никакого письма в Минпечати Осадчий не писал - просто Рыжов "похитил" официальные бланки "Молодости Сибири" и подделал письмо Осадчего. Осадчий даже написал в УБЭП заявление о краже свидетельств о регистрации, прокуратура Кировского района возбудила уголовное дело по ст.327.ч.1 по факту подделки документов.
Вот как описывает <a href=http://www.tayga.info/documents/77 target="_blank">"Молодость Сибири" (№ 47) сцену похищения Рыжовым</a> документов "Кроссовок": "Он пытался шантажировать главного редактора Бориса Коновалова, требовал выкуп за похищенные документы. Ему объясняли, что он идет на преступление, пытались образумить, чтобы не пришлось возбуждать уголовное дело. Не помогло. Мало того, через неделю после увольнения, утром 25 октября, он попытался проникнуть в свой бывший кабинет. Тот был закрыт. Тогда он ворвался в кабинет главного редактора газеты, где в это время работала с документами назначенная на его место сотрудница, и отобрал у нее папки с документацией. Обороняясь, женщина сняла туфлю и отбивалась каблуком. Когда ей удалось оттеснить нападавшего за дверь кабинета и закрыть ее на ключ, рассвирепевший Рыжов стал с нецензурной бранью угрожать ей и хотел выломать дверь. Видимо, он уже не контролировал себя, так как дело происходило на глазах других сотрудниц. К сожалению, в это время в редакции еще не было мужчин, чтобы дать хулигану по морде. Женщинам пришлось вызвать охрану издательства, которая утихомирила наглеца. Воспользовавшись суетой, он тихо улизнул вместе с документами... Злоумышленники (фамилии которых установит следствие) сфабриковали на похищенных бланках фальши вые документы и переоформили свидетельства на право выпуска газет "Молодость Сибири" и "Кроссовки" на юридическое лицо, которое контролирует предприниматель Виктор Игнатов. Директор ООО "Редакция газеты "Новая Сибирь" Константин Кантеров и сотрудник этой газеты Кирилл Наконечный вместе с Владимиром Рыжовым развернули бурную деятельность по остановке выпуска и распространения газет "Молодость Сибири" и "Кроссовки". Всю прошедшую неделю они, как заведенные, носились по городу: то в типографию, где печатаются наши газеты, к распространителям тиражей, то в территориальный орган по надзору в сфере СМИ, то в арбитраж. Везде пытались убедить, что теперь они правят бал в "Молодость Сибири". Так наглый проходимец, укравший чужой паспорт, торопясь, пока не схватили за руку, пытается выдать себя за его владельца. Наши партнеры с чувством недоумения и сожаления смотрели на эту недостойную возню. Впрочем, как известно многим в Новосибирске, господам, которые служат журналистами в конторе "Новой Сибири", не привыкать суетиться по сомнительным поручениям..."
На этой неделе Кантеров и Наконечный выпустили "свою" "Молодость Сибири". В выходных данных написано, что ее учредитель - ЗАО "Издательский дом "Молодость Сибири", издатель - ООО "Редакция газеты "Новая Сибирь". Директор - Константин Кантеров, главред - Кирилл Наконечный. Номер газеты - 48. Кантеров сообщил ИА REGNUM, что в среду газету получили все две тысячи подписчиков "Молодежки", причем одновременно им доставили и "коноваловский" выпуск. А вот с розницей у Коновалова, по расчетам его конкурентов, возникнут проблемы - в среду "коноваловский" вариант можно было купить только в киосках "Роспечати", а в четверг в крупнейшей сети "Экспресс" и в нескольких мелких сетях появится уже "игнатовская" "Молодежка".
Верстка и дизайн "игнатовской" газеты повторяют привычный, сохранена и очередность рубрик. 2 и 3 полосы отданы под новости (рубрика "События недели"), с 8 по 17 - рубрика "Телегид", телепрограмма и афиша, затем рубрики "Тусовка", "Путешествия", "Спорт". На предпоследней полосе - гороскоп и кроссворд, а последняя, 24-ая, отдана под "желтый" материал про энергетических вампиров.
Зато заголовки сильно напоминают основанный на игре слов стиль "Новой Сибири": "Мальчики китайские в глазах" (о китайской экспансии в Сибири), "Мэрия снежного городка" (о снегопаде, завалившем городские улицы), "Разговор с мостом: третьим будешь?" (о строительстве нового моста через Обь), "Дитя гармонии и облсовета" (об областном бюджете), "Но есть и высший суд, наперстники зарплаты" (о вмешательстве областных властей в отношения работников и недобросовестных работодателей) и т. д. Обращают на себя внимание и имена журналистов, хорошо известные по "Новой Сибири" Анжелина Дерябина, Татьяна Шаронова, ответсек Михаил Дроздович и художественный редактор Александр Самосюк. Издатели особо отмечают, что в редакции работают и два журналиста, еще недавно работавшие под руководством Коновалова - Ираида Федорова и Сергей Ягупов.
Любопытно, что "игнатовская" "Молодость Сибири" практически не коснулась конфликта. По словам Константина Кантерова, "мы не хотим вмешивать в этот конфликт читателей, имидж газеты и так сильно испорчен прошлыми скандалами". Исключение составляет только колонка редактора с портретом Кирилла Наконечного. Наконечный посетовал на "управленческие ошибки и махинации с документами" Бориса Коновалова, приведшие к падению тиража с 70-ти тысяч (в 1993 году) до семи. Новый редактор обещает читателям "стремительные изменения" и вознаграждение за терпение для самых преданных читателей.
А вот вариант Коновалова с самой обложки посвящен скандалу. Проанонсированный на первой полосе материал называется "Афера "кража "Молодежки", а напротив логотипа "Молодость Сибири" впечатаны слова "не украсть!". Здесь же стоят фотографии "повелителя перьев" Игнатова, "журналиста-рецидивиста по вранью" Кантерова и "менеджера-кидалы" Рыжова. "Внимание! Появилась фальшивая "МС" - предупреждает размещенный рядом анонс с фотографией улыбающегося Бориса Коновалова. Правда, какой именно вариант он имеет ввиду, остается непонятным - в нижнем углу стоит настоящее название продукта: "Труд-Сибирь № 1, декабрь 2004".
После небольшого расследования ИА REGNUM выяснилось, что за отсутствием документов на "Молодость Сибири" Борису Коновалову пришлось издавать очередной номер по документам газеты "Труд-Сибирь". В выходных данных издателем газеты заявлено ЗАО "Молодость Сибири", а учредителем - ИД "Центральная пресса". Название газеты фигурирует как "Труд-Сибирь". Между тем такой ход может втянуть в конфликт новых фигурантов - в свое время "Центральная пресса" действительно издавала вкладку в "Труд", однако теперь этим занимается Ольга Касаткина. По информации ИА REGNUM, такой ход Коновалова вызвал ее очень бурную реакцию. Касаткина обратилась в московскую редакцию "Труда" с просьбой дать правовую оценку происходящего.
Владелец ИД "Центральная пресса" и председатель Союза Журналистов (любопытно, что легитимность его избрания так же оспаривается членами правления Союза) Андрей Челноков в интервью ИА REGNUM утверждает, что никакого нарушения нет: "В 2002 году я был издателем вкладки в "Труд". Меня вызвали в управление Минпечати и сообщили, что то, что я издаю - никакая не вкладка, а самостоятельная газета, и заставили ее зарегистрировать. Так у меня появилось свидетельство о регистрации газеты "Труд-Сибирь". Вскоре московский "Труд" разорвал со мной отношения, вкладку издавал сначала МАСС-Медиа Центр, затем Ольга Касаткина, однако свидетельство у меня сохранилось и оно до сих пор не аннулировано. Получается, что никакого отношения "Труд-Сибирь" к московскому "Труду" не имеет, а Касаткина может издавать хоть "Труд-Горшок", хоть "Труд-Ночной горшок", "Труд-ваза" или "Труд-Ночная ваза", - резюмировал Андрей Челноков.
Что касается отношений с Коноваловым, то Челноков описывает их так: "на днях Борис Коновалов пришел на правление Союза Журналистов, пожаловался, что Игнатов украл у него документы и предложил подписать от имени правления Открытое письмо в защиту. Подписывать Обращение мы не стали, пока юридически не будет установлено, кто прав, к тому же конфликтует Коновалов с другими журналистами. Зато я предложил ему воспользоваться моими документами на издание "Труда-Сибирь".
По информации ИА REGNUM, сейчас Коновалов будет пытаться доказать незаконность перехода документов к Игнатову и его сторонникам. Те, в свою очередь будут обороняться и издавать "свою" "Молодость Сибири", одновременно пытаясь подорвать отношения Коновалова с рекламодателями, типографиями и распространителями. "Пусть выходит две "Молодости Сибири" и читатель сам выберет, какая ему больше нравится. Мы собираемся в ближайшее время довести тираж хотя бы до 20-25 тысяч", - говорит Константин Кантеров. По его словам, помочь в этом должен и еще один печатный проект "новой Сибири" - бесплатная "бульварная" газета "Два миллиона". Первый ее номер тиражом 20 тысяч экземпляров уже вышел, его можно найти в фаст-фудовской сети "Нью-Йорк Пицца". Некоторое время "Два миллиона" и "Молодость Сибири", ориентированные примерно на одну целевую аудиторию, будут рекламировать друг друга.