Томский депутат вышел в телеэфир. На свободу ему выйти не удалось
Вчера томский областной суд рассмотрел жалобу адвокатов депутата гордумы Томска Николая Шульги, который арестован по обвинению во взяточничестве. Защита настаивала на изменении своему клиенту меры пресечения, избранной ранее Кировским районным судом. Адвокаты считают, что по состоянию здоровья Николая Шульгу нельзя содержать в изоляторе. Но областной суд решил оставить его в СИЗО.
Как сообщал «Ъ», 23 декабря 2004 года Николай Шульга был задержан по подозрению в получении взятки в 2 млн руб. Прокуратура Томской области возбудила уголовное дело по пункту «г» ч. 4 ст. 290 УК РФ («Получение взятки»), а господин Шульга был отправлен в СИЗО. Прокурор области Сергей Панов заявил тогда, что за эти деньги депутат должен был способствовать передаче двух неработающих детских садов частной фирме. В конце декабря Николаю Шульге предъявили обвинение.
Вчера суд продемонстрировал достижения в сфере IT. Подсудимый участвовал в процессе, не выходя из изолятора, между ним и залом заседаний установили телемост. Как объяснил прокурор, областной суд использует этот способ уже больше года в случаях, когда присутствие обвиняемого особо не требуется, чтобы сэкономить время и деньги на конвое и досмотрах.
Глава коллегии адвокатов Томска Сергей Коптяков, являющийся одним из двух защитников депутата, предоставил суду справки из изолятора о плохом состоянии здоровья подследственного. Согласно этим справкам, у Николая Шульги имеется ряд тяжелых заболеваний, несовместимых с содержанием в изоляторе. Кроме того, по словам защитника, «из представленных характеристик с бывшего места работа Шульги в областной клинической больнице и нынешнего в городской думе личность депутата не вызывает нареканий. Кроме того, у него на иждивении находятся малолетний сын и жена–пенсионерка, эти обстоятельства Кировский суд должен был учесть при определении меры пресечения». Еще одним аргументом адвоката стало то, что подсудимый Шульга помогает следствию, а по закону это может быть поводом для смягчения меры пресечения.
Обвинение ответило другой справкой. В ней говорилось, что последние полтора года Шульга ничем не болел. Подследственный тут же возразил: «В прошлом году меня прооперировали в областной клинической больнице, я находился там на лечении около месяца». «Сторона обвинения не спорит с тем, что подследственный перенес операцию, однако после выписки ему рекомендована диета, не есть острого и жирного, никаких других ограничений врачи не предписали», — пояснил прокурор Дмитрий Юков. Аргумент о помощи следствию обвинитель также отверг: «Я не могу согласиться с тем, что Шульга помогает следствию. Из его показаний следует то, что он вообще не причастен к преступлению, в котором прокуратура его обвиняет».
После этого коллегия суда удалилась для вынесения решения. В это время между обвинителем и защитником состоялся интересный диалог, который могли услышать находившиеся рядом журналисты.
— Вас не устраивает то, что он называет другие фамилии? Расценивать его позицию как непризнание вины и непомощь следствию нельзя, — сказал господин Коптяков.
— Он признает свою вину во взятке? Он говорит, что вообще не причастен и просто передавал деньги, — парировал прокурор.
— Он признает сам факт взятки, — продолжал настаивать адвокат.
— Не для себя, — снова возразил господин Юков.
На вопрос господина Коптякова, в чем тут разница, прокурор заметил, что разница в квалификации преступления.
Решение областного суда было быстрым. Постановление Кировского суда об аресте он оставил в силе и жалобу защиты не удовлетворил. Адвокат подсудимого назвал это решение ожидаемым. По его словам, защита просто «пыталась использовать установленные законом способы, поскольку это входит в обязанности адвоката». Николай Шульга останется в изоляторе как минимум на полтора месяца, пока не закончится предварительное следствие.