Льготники прошлись по коридорам власти
Вчера в Новосибирске прошла самая крупная акция протеста льготников, недовольных монетизацией. Санкционированный пикет возле областной администрации вылился в несанкционированное перекрытие центральной улицы Новосибирска — Красного проспекта. Пикет был организован комитетом протестного действия (КПД), объединившим несколько левых и «патриотических» организаций. В их рядах нашлось место и корреспонденту «Ъ» ДМИТРИЮ ВИНОГРАДОВУ.
Акция протеста фактически началась на сессии городского совета. В ней участвовали сразу двое ее организаторов: руководители местных организаций движения «За достойную жизнь» и Российской партии пенсионеров Александр Люлько и Александр Тарков. Господин Тарков предложил зачитать обращение КПД, но, когда депутаты дошли до этого пункта повестки дня, Александра Таркова в зале уже не было — он ушел организовывать пикет.
К тому времени под окнами мэрии собралась толпа человек в сто. Люди переминались с ноги на ногу и требовали, чтобы вышел мэр Владимир Городецкий. Но вместо мэра вышел депутат Тарков, который призвал единомышленников двинуться к зданию областной администрации.
Там у входа толпилось уже человек 500 (по данным организаторов, в акции приняли участие около 2 тыс. человек) с плакатами «Власть разная — задача одна — обобрать народ!» и «Ветераны против нищенских подачек!». Почувствовав, что митинг начался, они принялись скандировать: «Толоконский (губернатор Виктор Толоконский.– «Ъ»), уходи!» и «Нет отмене льгот!» Но никакая сила не могла заставить губернатора выйти — в это время он был в Томске. Вход в областную администрацию охранялся усиленными кордонами милиции. Александр Тарков сообщил милиционерам, что хочет передать губернатору обращение пенсионеров, «подписанное 15 организаторами», и поговорить. Предварительно позвонив куда–то, милиционеры ответили, что пройти для этих целей могут по одному представителю от каждой протестующей организации. Господин Тарков взял с собой лидеров новосибирской «Трудовой России» Андрея Овсянникова и «Сибирского профцентра» Татьяну Новую. К ним присоединились еще человек 10. Они поднялись на третий этаж в кабинет руководителя департамента транспорта Владимира Никонова. Там их ждали также руководитель центра общественных связей Владимир Панарин и начальник управления соцзащиты Сергей Пыхтин.
Чиновники встретили демонстрантов как родных — кабинет господина Никонова тут же заполнился стульями. Делегаты заметно присмирели, шикая друг на друга: «Тише себя ведите, товарищи, не дома. Хотя, конечно, дома, ведь власть — слуга народа. Но все равно». Сев за стол, Александр Тарков предложил всем познакомиться и начал спокойным голосом излагать суть претензий. Оказалось, что больше всего пенсионеры хотят бесплатно ездить на метро. «Это мы его построили, мы!» — выкрикнула какая–то женщина. Неожиданно Тарков сообщил, что «сегодня ровно в 12.20 мэр объявил депутатам, что на метро пенсионерам тоже будет проезд бесплатный». «Где он это сказал? Не врите!» — закричала на господина Таркова одна из пришедших с ним женщин. «На сессии объявил. Депутатам. Я — депутат», — пояснил он. «По телевизору пусть объявит», — потребовала демонстрантка, и господин Тарков с этим согласился.
В это время оставшиеся на улице развлекались лозунгами и советскими песнями. Довольно дружно затянули «Священную войну», затем «Интернационал». Нацболы начали кричать «Россия без Путина!» и «Ре–во–лю–ция!», однако старшее поколение их не поддержало. Неожиданно несколько мужчин старшего возраста выкрикнули: «Перекрываем Красный!» Толпа хлынула поперек Красного проспекта к зданию художественного музея.
Милиционеры, похоже, были к этому готовы. Они перекрыли Красный проспект своими машинами от улицы Спартака до улицы Октябрьской. Легковые машины спокойно проехали, а троллейбус 13–го маршрута так и остался на месте, застряв в толпе. Пассажиры из него вышли и присоединились к митингу, а девушка–водитель грустно смотрела на пенсионеров. Служители правопорядка в происходящее не вмешивались. Соседние с проспектом магистрали моментально превратились в одну большую пробку.
Выкрикивать лозунги в это время продолжали только те, кто остался у крыльца администрации. Встав друг напротив друга, они кричали: «Толоконский — трус!», «Нет отмене льгот!», «Нет реформе ЖКХ!», «Толоконского — в отставку!» и «Правительство — в отставку!» Никаких ораторов у митингующих не оказалось, только один из лидеров местной организации «Родины» Леонид Бобров заводил публику все новыми и новыми «кричалками». Некоторое оживление в ряды замерзших участников акции внесла женщина лет 45 с кастрюлей длинных макаронин большого калибра. «Это я сняла со своих ушей», — объявила женщина и пошла среди митингующих, предлагая всем «сдать в кастрюлю свою лапшу». «Заодно наедимся!» — весело выкрикнул какой–то ветеран.
Спустя полтора часа на крыльце показались Александр Тарков и Владимир Никонов. Чиновник стал что–то говорить, однако без мегафона его совершенно не было слышно. Публика принялась скандировать: «Мик-ро-фон! Мик-ро-фон!», отчего господин Никонов замолчал и некоторое время терпеливо улыбался. Наконец, толпа успокоилась, и господин Никонов объявил, что Виктор Толоконский подписал постановление, что по проездному можно будет «ездить везде, кроме такси». Пенсионеры загалдели: «Только муниципальный? Хотим, чтоб весь!», «Позор!», «А квартплата?» Манифестанты, стоявшие поодаль, все равно ничего не слышали и расходиться не собирались.
Господам Никонову и Таркову пришлось подойти к милицейской машине и через громкоговоритель повторить новость. Пенсионеры засыпали чиновника вопросами, отчего их общение растянулось еще на полчаса, после чего постепенно все стали расходиться, обещая друг другу, что придут 22 и 24 января — на эти дни запланированы еще два митинга.
Неожиданно прошел слух, что нескольких молодых людей с красными флагами забрали в милицию. Лидер новосибирских нацболов Дмитрий Казначеев сразу принялся звонить коллегам из анпиловского «Авангарда красной молодежи» и выяснил, что никто из радикалов не пострадал. По его данным, милиционеры забрали в Центральное РОВД троих активистов «Родины», приняв их за нацболов: НБП не зарегистрирована Минюстом РФ и не имеет права использовать свою символику на митингах. Лидер новосибирской «Родины» Леонид Бобров рассказал «Ъ», что «как только мы узнали об ошибке, мы съездили в отделение милиции и забрали своих».
Вечером итоги акции подвели правоохранительные органы. Как сообщило РИА «Новости» со ссылкой на прокурора Центрального района Юрия Кондратьева, в отношении организаторов акции протеста будут заведены дела об административном правонарушении, поскольку митинг, хотя и был официально разрешен, прошел с многочисленными нарушениями. Прокурор указал, что участникам акции протеста не разрешалось перекрывать главную магистраль города.
На фото Валерия Титиевского (Ъ): Первыми функцию организаторов движения льготников взяли на себя левые и «патриотические» орагнизации