Китайское предупреждение. Об иркутском плене для граждан КНР
Генеральное консульство КНР в Хабаровске распространило обращение об участившихся в последнее время в России, в особенности в Иркутской области, похищениях китайцев, за которых потом требуют выкуп. «Мы требуем от российской стороны обратить особое внимание на ситуацию», — заявил вчера "Ъ" начальник консульского визового отдела Сяо Юй Лю. В пресс-службе ГУВД Иркутской области сообщили, что в некоторых случаях жертвы сами оказываются виноваты, «поскольку не обращаются в милицию».
Генеральное консульство Китая в Хабаровске (в его консульский округ входят Хабаровский и Приморский края, Амурская, Читинская, Иркутская и Еврейская автономная области) направило обращение в управление ФСБ по Иркутской области и в адрес китайцев, проживающих на Дальнем Востоке и Забайкалье. В письме говорится о росте похищений китайских бизнесменов, проживающих в Иркутске. Под угрозой физической расправы преступники требуют от их родственников крупные суммы. Преступления совершаются с особой жестокостью. Например, одному из похищенных отрезали пальцы на руках. В генконсульстве не исключают, что за российскими похитителями может стоять неизвестная китайская группировка, которая предоставляет подробные сведения о потенциальных жертвах и, возможно, контролирует исполнителей.
Как сообщил вчера "Ъ" начальник визового отдела генконсульства Сяо Юй Лю, в течение последнего полугода в Иркутске зафиксировано пять похищений китайских граждан. Последний случай произошел около недели назад. Господин Лю не стал уточнять имя бизнесмена и сумму, которая потребовалась для его освобождения. На данный момент все похищенные китайцы вызволены из плена.
«Для нашего генконсульства все это — большой инцидент. Мы защищаем законные интересы наших граждан. Они зарабатывают собственным трудом. А те люди, которые не работают, живут за счет наших граждан», — рассказал Сяо Юй Лю. В письме к соотечественникам, проживающим в Иркутске, сотрудники диппредставительства призвали быть бдительнее, не выходить на городские улицы поодиночке в позднее время суток и не демонстрировать личное благосостояние. От управления ФСБ по Иркутской области дипломаты потребовали «обратить особое внимание» на происходящее в Иркутске.
Сотрудник Китайского общества в Иркутске Андрей Ту Чин рассказал "Ъ", что, как правило, за каждого человека похитители требуют около 1 млн руб. и всегда получают требуемую сумму. По его словам, некоторые иркутские китайцы, узнав о похищениях и обращении консульства, покинули страну. «Очень многие уехали, кто на время, а кто насовсем», — заметил собеседник. Он считает, что китайцы написали жалобу, потому что очень боятся.
Бизнесмены из КНР неоднократно становились жертвами преступлений и в других городах Дальнего Востока и Сибири. По мнению Сяо Юй Лю, «Хабаровск более или менее спокойный город по сравнению с Владивостоком или Иркутском». В основном нападения имеют криминальную подоплеку и связаны с изъятием крупных сумм, которые китайцы обычно держат при себе. В правоохранительных органах считают, что похищения и убийства граждан КНР зачастую связаны «с внутренними китайскими разборками».
По словам руководителя пресс-службы ГУВД Иркутской области Сергея Марфицина за прошедший год правоохранительными органами зафиксирован всего один случай похищения гражданина КНР. «Прошлым летом в милицию с заявлением о похищении обратился гражданин Китая Лан Минци», — рассказал Сергей Марфицин. По данному факту было возбуждено уголовное дело, вскоре милицией была задержана интернациональная преступная группировка, в которую входили как граждане КНР, так и жители России. В настоящее время это уголовное дело передано в суд.
«Мы просим обращаться граждан Китая по факту любых преступлений, независимо от их характера, — отметил Сергей Марфицин, — но зачастую граждане КНР обращаются в правоохранительные органы с жалобой лишь тогда, когда возвращаются к себе в Китай». По словам руководителя пресс-службы ГУВД Приангарья, это происходит потому, что большинство китайцев не зарегистрированы как предприниматели в России и, как следствие, не платят налоги, либо потому что у них истек срок визы для пребывания в РФ. «Поэтому они и не обращаются в милицию», — отметил в заключение Сергей Марфицин.