Информация о проблемах «Банкфакса» оказалась очередной pr-кампанией
ТАЙГЕ.info стала известна подоплека событий 9 февраля вокруг известного алтайского сайта «Банкфакс». Напомним, тогда «Банкфакс» распространил пресс-релиз, что «с 23 часов 8 февраля ряд сервисов сайта стали недоступны для администрирования. В этой связи с утра 9 февраля в течение нескольких часов мы не имеем возможности публиковать текущие информационные материалы».
ТАЙГЕ.info стала известна подоплека событий 9 февраля вокруг известного алтайского сайта «Банкфакс». Напомним, тогда «Банкфакс» распространил пресс-релиз, что «с 23 часов 8 февраля ряд сервисов сайта стали недоступны для администрирования. В этой связи с утра 9 февраля в течение нескольких часов мы не имеем возможности публиковать текущие информационные материалы».
По словам автора пресс-релиза, редактора сайта Анны Тюриной, «хостинг-провайдер Agava.ru без предупреждения заблокировал нам права редактирования сайта. Мы пытаемся выяснить, что послужило причиной такого действия, хотя это и непросто, т.к. сегодня по поручению Генпрокуратуры руководитель агентства и ряд наших коллег из других изданий были неожиданно вызваны в крайпрокуратуру для дачи объяснений по поводу письма 123 алтайских журналистов». При этом старые материалы сайта, опубликованные вплоть до вечера 8 февраля, были доступны.
Правда, какая связь между этими двумя событиями – проблемами провайдера и вызовами в прокуратуру, и есть ли она вообще, - не объяснялось. Ситуация не прояснилась и к вечеру 9 февраля, когда сайт, наконец, заработал. На нем появилось еще одно заявление редакции:
«Компания «Агава» никак не прореагировала ни на наши многочисленные письма, ни на звонки в ее московский офис. Не смогли нам помочь и коллеги из московской «Новой газеты» - на ее звонок с вопросом о ситуации менеджеры крупнейшего российского хостера отказались ответить что-либо определенное... В итоге к концу дня 9 февраля без каких-либо объяснений компания «Агава» восстановила доступ к сайту. Мы выслали в адрес руководителя компании формальную претензию и запросили ее о причинах происшедшего».
Между тем «Банкфакс» всячески намекал на «подозрения в политической подоплеке» проблем с провайдером: «9 февраля прокуратурой были проведены массовые опросы алтайских журналистов из числа подписавших известное «письмо 123-х». Журналисты вызывались в прокуратуру (зачастую там не хватало кабинетов для проведения этих процессуальных действий), иногда сотрудники прокуратуры даже выезжали в редакции и опрашивали журналистов «под протокол» прямо не отходя от их рабочего места. Цель и смысл этого массового мероприятия пока не вполне ясен, однако появившиеся к концу дня слухи о том, что ряд участников акции протеста якобы сняли свои подписи под письмом, свидетельствует о том, что помимо процессуальных целей действия прокуратуры были восприняты в журналистском сообществе и как своего рода «предупредительная» акция. Впрочем, председатель Союза журналистов Алтая Сергей Тепляков подчеркнул, что хотя подобные слухи и имели место, конкретных фактов подобной реакции ему на данный момент не известно и пообещал дать полный ответ на этот вопрос в течение дня».
Впрочем, ни в этот день, ни в последующие самопровозглашенный «председатель Союза журналистов Алтая» Сергей Тепляков (по Уставу Союза журналистов в каждом регионе может быть только одно отделение, на Алтае его возглавляет заместитель главного редактора «Алтайской правды» Алексей Герасимов) никаких пояснений не дал.
Никак не объяснил свои намеки и Валерий Савинков. В сухом остатке этого события остался только пиар-эффект: «10 публикаций о возникшем конфликте в российских СМИ», а также извинения сайта перед «тремя тысячами читателей, которые пытались попасть на сайт во время блокады, а также нашим рекламодателям», из которых можно сделать вывод, что у сайта есть столько читателей и столько рекламодателей.
Между тем небольшое журналистское расследование ТАЙГИ.info говорит о том, что никакой связи между этими двумя событиями, совпавшими по времени, нет. Как сообщили ТАЙГЕ.info в «Агаве», речь идет только о халатности сотрудника «Агавы», который вечером 8 февраля сменил код доступа и почему-то не предупредил об этом нескольких клиентов провайдера (не только «Банкфакс»). С учетом разницы во времени проблема разрешилась только на следующий день, когда в Барнауле было уже под вечер.
Что касается вызовов в прокуратуру, то, как пояснил ТАЙГЕ.info помощник прокурора края Валерий Зиястинов, они прошли в рамках уголовного дела, возбужденного по иску депутата Владимира Рыжкова о клевете в его адрес со стороны Союза ветеранов Чечни.
В середине января следователь по особо важным делам прокуратуры Алтайского края Александр Лобов вынес решение о прекращении уголовного дела за отсутствием состава преступления. Однако по ходатайству Владимира Рыжкова в Генпрокуратуру, в которой говорилось, что листовки в Москве и пикеты в Барнауле являются элементами одной кампании по его дискредитации, дело было возобновлено. Как удалось узнать ТАЙГЕ.info, в середине февраля заканчивался срок следствия, однако в этот момент следователи выяснили, что ими еще не опрошены журналисты – разумеется, не в качестве подозреваемых, а как свидетели, способные что-то пояснить по поводу действий «чеченцев». Этим и объяснялась поспешность прокуратуры.
Таким образом, инициатором вызовов журналистов в прокуратуру, можно так сказать, был депутат Владимир Рыжков, а вовсе не «прокуратура», «чеченцы», или, допустим, «Кремль». Однако об этом, равно как и о фактах давления на журналистов «чтобы они отозвали свои подписи» или их отсутствии «Банкфакс» почему-то решил ничего не сообщать.
На фото "Новой газеты": редактор "Банкфакса" Валерий Савинков
Смотрите на эту же тему:
Алсу и Рыжков отправились в Китай бороться за свободу слова
Голосование "Что случилось с "Банкфаксом"?
"Банкфакс" поимел проблемы одновременно с прокуратурой и провайдером
Перестал обновляться сайт оппозиционного агентства "Банкфакс"
Редактор "Свободного курса" комментирует статью "Политический флэш-моб по-барнаульски"