Политики и ученые не могут найти центр несуществующего «байкальского суперрегиона»
Вчера в Иркутске продолжилось обсуждение темы объединения регионов Прибайкалья и Забайкалья. Проректор Байкальского госуниверситета экономики и права (БГУЭП), профессор Михаил Рачков заявил "Ъ", что центр нового Байкальского «суперрегиона» может «возникнуть на базе Иркутска с его городами-спутниками — Шелехово и Ангарском». Тогда как ранее президент Бурятии Леонид Потапов в ходе заседания круглого стола в столице республики предложил на роль центра гипотетического субъекта Федерации Улан-Удэ. Тем временем представители бурятской общественной организации Иркутской области вознамерились создать областную культурную автономию в надежде на увеличение финансирования.
10 марта 2005 года в Улан-Удэ (республика Бурятия) состоялся круглый стол «Буряты в условиях современной трансформации российского общества и государства», на котором президент Бурятии Леонид Потапов предложил создать суперрегион с центром в Улан-Удэ. По мнению господина Потапова, Улан-Удэ находится в географическом центре будущего потенциального субъекта федерации. Президент всебурятской ассоциации развития культуры Бата Баяртуев предложил создать в рамках этого гипотетического образования единую национально-культурную автономию, заявив, что «на территории Иркутской и Читинской областей нет региональной национальной политики».
Вчера профессор БГУЭП Михаил Рачков заявил, что «объективно, а не потому, что так кому-то хочется, центр Байкальского региона может возникнуть на базе Иркутска с его городами-спутниками — Шелехово и Ангарском. Улан-Удэ ни экономически, ни географически (ибо расположен в замкнутом пространстве горной чаши) не может претендовать на место крупнейшего мегаполиса в Азии, при этом важно заметить, что экономический и политический центр региона, как правило, не совпадает с его географическим центром».
В Иркутске возражения вызвало заявление Баты Баяртуева о том, что в Приангарье нет национальной политики. Председатель областного комитета по связям с общественностью и национальным отношениям Сергей Коженков назвал заявление «безосновательным и безапелляционным». «Несмотря на то, что бурятское население занимает лишь третье место по численности в Иркутской области после русских и украинцев, но это — одна из четырех коренных национальностей нашего региона. Учитывая это, областная администрация в своей национальной политике уделяет ей, также как и русским, эвенкам и тофаларам, особое внимание», — заметил господин Коженков. В качестве подтверждения своей точки зрения он сообщил, что на празднование Сагаалгана (традиционный бурятский праздник — "Ъ") областная администрация выделила более 200 тыс. рублей, финансируется газета Областного центра бурятской культуры «УУР», а также иные мероприятия. Как заметил в беседе с "Ъ" председатель центра бурятской культуры Иркутской области Кирилл Хуриганов, заявление господина Баяртуева «чересчур жесткое», поскольку власти Иркутской области стараются поддерживать национальную политику в регионе на приемлемом уровне. Пока Улан-Удэ и Иркутск разбираются по поводу столицы несуществующего региона, представители центра бурятской культуры Иркутской области обратились в региональное управление юстиции по с заявлением об учреждении национально-культурной автономии. По словам руководителя центра Кирилла Хуриганова, в Иркутске 29 апреля будет учреждаться областная национально-культурная автономия бурят, что позволит претендовать на более основательное финансирование из регионального бюджета.
Известный в республике политолог Николай Будуев заявил, что для Забайкалья принципиально, где будет находиться центр нового субъекта. «Если в Чите или Улан-Удэ — это в принципе для нас нормально. Если в Иркутске, то мы рискуем вместе с Читой стать глубоко провинциальными городами типа Братска или Ангарска», — считает господин Будуев. Пока же, по сведениям "Ъ", руководители Иркутской области и Усть-Ордынского округа подали предложения по объединению этих двух субъектов Федерации в аппарат полпреда в Сибирском федеральном округе Анатолия Квашнина.