«ТВЭЛ» будет искать уран в Читинской области
Вчера вице-президент госкорпорации «ТВЭЛ» Константин Соколов сообщил „Ъ”, что предприятие ведет переговоры с Министерством природных ресурсов РФ о выделении средств из федерального бюджета на разведку урана в Читинской области. По словам господина Соколова, в этом году «ТВЭЛ» предполагает потратить на эти цели 30-40 млн рублей. Также Константин Соколов сообщил, что «ТВЭЛ» намерено начать строительство сернокислотного завода на Приаргунском производственном горно-химическом объединении (ППГХО), принадлежащем госкомпании. Аналитики связывают поиск «ТВЭЛом» новых залежей урана в Читинской области как с ростом цен на сырье, так и с растущей потребностью в нем в России.
«ТВЭЛ» — государственная корпорация, 100% акций которой принадлежит Минимуществу РФ. Она управляет федеральными пакетами акций основных российских предприятий, добывающих и перерабатывающих ядерное топливо. В настоящее время в госкомпанию входит 11 предприятий, специализирующихся на добыче урана, изготовлении ядерного топлива для российских и зарубежных АЭС, исследовательских и транспортных реакторов. Выручка «ТВЭЛ» в 2004 году составила около $250 млн, а чистая прибыль — $50 млн. Госкомпания владеет более чем 75% акций ППГХО (Приаргунский район Читинской области). Выручка предприятия в прошлом году составила около $140 млн, чистая прибыль — $2 млн.
Вчера вице-президент корпорации «ТВЭЛ» Константин Соколов сообщил, что компания ведет переговоры с МПР РФ о выделении средств из федерального бюджета на разведку урана в Читинской области. «Мы планируем в 2005 году инвестировать 30-40 млн рублей в геологоразведку в рамках развития входящего в концерн ППГХО, где «ТВЭЛ» осваивает одно из крупнейших месторождений урана в России», — отметил господин Соколов. Он пояснил, что до последнего времени «ТВЭЛ» финансировал геологоразведочные работы за счет собственных средств, однако сейчас решил прибегнуть к помощи своего акционера. Намерение искать новые урановые залежи вице-президент объяснил желанием расширить свою ресурсную базу.
Константин Соколов также сообщил, что госкорпорация в этом году начнет строить на ППГХО новый сернокислотный завод стоимостью 1 млрд рублей (серная кислота используется для обработки руды — „Ъ”). Ожидается, что часть средств на его строительство предоставит само горно-химическое объединение. Сейчас ППГХО завершает дополнительную эмиссию акций в объеме 558 млн рублей, которые пойдут на финансирование нового завода. Как пояснил „Ъ” главный технолог ППГХО Валерий Литвиненко, необходимость постройки сернокислотного производства вызвана тем, что старый завод, построенный в 1976 году, уже выработал свой ресурс. По его словам, новое производство будет выпускать до 180 тыс. т продукции, а сырье для завода (элементарная сера) планируется закупать в Оренбурге.
Аналитики связывают поиск «ТВЭЛом» новых залежей в Читинской области как с ростом цен на сырье, так и с растущей потребностью в нем в России. Аналитик «Ренессанс Капитала» Марина Алексеенкова отметила, что рост цен на уран начался около года назад, а цикл роста в этой отрасли обычно продолжается примерно восемь лет. Марина Алексеенкова предположила, что катализатором роста цен на уран стали активизировавшиеся поиски альтернативных источников энергии.
Как отметила аналитик ИК «Финам» Наталья Кочешкова, «текущая потребность в уране с учетом экспорта составляет порядка 10 тыс. т в год. При этом в стране добывается около 3,5 тыс. т природного урана. Потребности в нем удовлетворяются также за счет природной компоненты, возвращаемой в рамках программы по переработке высокообогащенного урана в низкообогащенный и из госзапаса», — пояснила госпожа Кочешкова. По ее мнению, в течение ближайших 10 лет с учетом экспорта потребности увеличатся до 17 тыс. т в год. «Спрос на уран в России будет расти, в частности, за счет строительства в стране новых реакторов. В мировом масштабе росту спроса также должен способствовать возрождающийся интерес к атомным электростанциям как к наиболее экологически чистому источнику энергии. В частности, очень большой рост спроса может быть обеспечен в случае, если Китай активизирует строительство АЭС — именно к этому идет дело с учетом дефицита электроэнергии в Китае», — предположила Наталья Кочешкова.