Читинский остров уплывает в Китай
6 мая читинские политики и общественные деятели высказали свое несогласие с решением президента РФ внести в Госдуму на ратификацию договор о передаче КНР ряда приграничных территорий в Читинской области и Хабаровском крае. Депутат Читинской облдумы Виктор Останин заявил о том, что положения этого документа не предусматривают возможности двухстороннего хозяйственного использования земель в отличие от первого варианта, а атаман Забайкальского казачьего войска Александр Богданов заявил, что уступать свои территории Китаю нельзя, так как его территориальные претензии распространяются «до берегов Байкала». Губернатор и председатель облдумы предпочли воздержаться от комментариев. Акции протеста против передачи территории Китаю ни в Чите, ни в других городах области не проводились.
Напомним, что принадлежность островов оставалась несогласованной еще с 1991 года, когда было подписано соглашение о границе между СССР и КНР. Дополнение к соглашению о российско-китайской госгранице президент России Владимир Путин и лидер Китая Ху Цзиньтао подписали 14 октября прошлого года. Согласно документу восточный сосед России получит участок земли в районе острова Большой (верховья реки Аргунь в Читинской области) и два участка в районе островов Тарабаров и Большой Уссурийский, совсем рядом с Хабаровском, в районе слияния рек Амур и Уссури. Эти участки (общая площадь 337 кв. км — „Ъ”) составляют около двух процентов от общей протяженности российско-китайской границы, чья длина превышает 4300 километров. В минувший четверг Владимир Путин предложил Госдуме РФ ратифицировать этот документ.
Новость о предстоящей ратификации документа также осталась без комментариев первых лиц региона. В пресс-службе губернатора Равиля Гениатулина сообщили, что глава региона находится в разъездах и связаться с ним нельзя, и заметили, что «вопрос о спорной территории старый». Председатель областной думы и глава регионального отделения «Единой России» Анатолий Романов также был недоступен для комментариев — его телефоны, включая сотовый, не отвечали. Интересно, что в Читинской области, в отличие от Хабаровского края, митингов и акций протеста в связи с передачей территорий КНР не было.
6 мая независимый депутат областной думы Виктор Останин сообщил „Ъ”, что межправительственная комиссия, работавшая над этим вопросом в 1991-1993 годах, предполагала, что спорные территории юридически отойдут Китаю, но в договоре будет пункт о двустороннем хозяйственном использовании этих земель. Судьба этого условия, по его словам, неясна, так как «потом работа велась очень тихо». По мнению господина Останина, «русские земли, конечно, раздавать не следует». Депутат согласился с тем, что обстановку на границе надо нормализовать, но «не путем территориальных уступок». «Не знаю, что выторговал взамен этих территорий Путин», — отметил парламентарий.
В свою очередь, атаман Забайкальского казачьего войска Александр Богданов был еще более резок в оценках, заявив, что казаки относятся к подобным договорам «крайне отрицательно». «Китай когда-то заявлял, что его территория кончается у Байкала, и от своих слов пока не отказался, — отметил господин Богданов. — Нельзя давать повод для территориальных претензий!» По его словам, эти уступки могут привести в итоге и к потере четырех островов Курильской гряды.
Впрочем, выступления региональных политиков вряд ли повлияют на исход дела. К примеру, в комитете Госдумы РФ по международным делам считают, что соглашение может быть ратифицировано в течение месяца и проблем с положительным голосованием, видимо, не будет.