Скульпторы вылепили песни Владимира Высоцкого
Вчера в Новосибирске были подведены итоги мероприятия, названного симпозиумом каменной скульптуры. В сквере у театра «Глобус» шесть художников из пяти российских городов представили свои изваяния на темы песен Владимира Высоцкого. По мнению корреспондента «Ъ» ИРИНЫ УЛЬЯНИНОЙ, они стали достойным окружением памятнику актеру и поэту, открытому 25 июля.
Симпозиум стартовал ровно месяц назад по инициативе мэрии, администрации Центрального района и ТО «Артель». Куратором проекта выступил Александр Бортник — бессменный организатор международных снежных фестивалей и симпозиумов деревянной скульптуры. Глыбы мрамора привезли из карьера, расположенного в Маслянинском районе, и материал этот даже на самый неискушенный взгляд особой красотой природного рисунка или цветовым богатством не отличался. Зато, по общему впечатлению участников симпозиума, отличался повышенной прочностью, от чего инструменты постоянно тупились и ломались. Работать скульпторам довелось на глазах у публики — несколько десятков горожан изо дня в день ходили в сквер как на службу, заинтригованные процессом создания произведений из камня.
Вчерашняя церемония подведения итогов получилась массовой и праздничной. Открылась она исполнением песен Владимира Высоцкого, а импровизированные подмостки были установлены на фоне загадочной композиции единственной женщины–скульптора, москвички Елены Симановой «Скалоласковая». Образ скалолазки у нее свился в клубок страсти и жажды преодо-ления.
Оргкомитет в последний момент решил не распределять призовые места, а рассредоточить сами работы по площадкам города. Замечательного по уровню пластической выразительности «Минотавра» самого молодого участника симпозиума петербуржца Сергея Кондрашкина отправят в зоопарк. Рога, увенчавшие могучую фигуру мифического зверя, уравновешены признаками самцовости, а сама она воплощает порыв и мудрость. Композиция Александра Бортника «...Зачем идете в горы вы?» и «Обнаженные нервы земли» пермяка Ивана Сторожева станут спутниками бронзового образа Высоцкого у «Глобуса», а «Козел отпущения» Александра Маркина из Барнаула передан детскому дому №15.
Шестой участник симпозиума Себастьян Ликан — священник из Румынии, изучающий теологию в российско–немецком университете, — присоединился к участникам спустя две недели после старта работ. Для него это был эксперимент на грани фола, поскольку талантливый иконописец не имел ни малейшего скульптурного опыта, а также знаний анатомии, абсолютно необходимых в этом виде искусства. Тем не менее он задумал воплотить фигуративную скульптуру — коленопреклоненного Христа. К песням Владимира Высоцкого она имеет все–таки самое непосредственное отношение, такое же, как вера к творчеству. Композиция Себастьяна Ликана, названная «Последний урок», явилась сенсацией: возле нее непрерывно толпились зрители, просившие автографы у автора. По погодной случайности чаша наполнилась дождевой водой, и она тоже воспринималась частью произведения.
Откровенно говоря, организаторы симпозиума не надеялись на высокий художественный результат, поскольку материал попался «упертый», а сроки были отведены крайне сжатые. Но вышло с точностью до наоборот: результат можно назвать полноценным и вдохновенным. Не сравнить с итогами первого симпозиума, отяготившими невнятными камнями Первомайский сквер. Специально прибывший на церемонию презентации скульптур генеральный консул Румынии в Санкт–Петербурге Иван Илие растрогался и сообщил, что будет лоббировать идею перенесения симпозиума в город на Неве. А генеральный консул Германии Михаэль Грау, пристально наблюдавший за ходом марафона ваятелей, испытал укол ревности: барнаулец Маркин, не отступая от основной задачи, изваял бюст его супруги Мари, выглядевший как недвусмысленное объяснение.