Канский ликеро-водочный заручился поддержкой чиновников в попытке снова выйти на рынок
Вчера советник губернатора края Валерий Анохин заявил „Ъ“, что на Канском ликероводочном заводе возобновилось производство продукции. Теперь, по словам господина Анохина, предприятие «практически вышло из затяжного полуторагодового кризиса» и уже в первые месяцы работы может достичь объема производства в 10 тыс. декалитров. При этом краевые власти намерены поддержать завод, за время простоя лишившийся своей доли рынка. Для этого будет использован в том числе и «административный ресурс»: канских розничных продавцов будут «убеждать» торговать именно местной водкой. Красноярские конкуренты КЛВЗ заявляют, что ему придется бороться на рынке не с местными игроками, а с водкой с Кавказа. В местном УФАС пока не видят ничего страшного в попытке властей лоббировать интересы ЛВЗ.
Вчера советник губернатора Красноярского края Валерий Анохин подтвердил „Ъ“ информацию о том, что Канский ликероводочный завод вновь начал свою работу: «Со вчерашнего дня началась прокачка колонн, и запущен технологический процесс по переработке спирта. Предприятию, на котором начинает трудиться 240–250 человек, удалось (при посредничестве властей Канска, предоставивших бюджетные гарантии. — „Ъ“) получить заемные банковские средства (9 млн рублей. — „Ъ“), возобновить производство. Руководство завода вернуло всех ранее уволенных технологов, выплатило долги по зарплате, получило разрешительную лицензию от МНС и рассчиталось со всеми текущими налоговыми платежами». Таким образом, как считает господин Анохин, теперь заводу вполне по силам вскоре выйти на рубеж 10 тыс. декалитров ликероводочной продукции в месяц на трех работающих из четырех разливочных линиях. При этом господин Анохин подчеркнул, что краевые власти будут следить за качеством продукции ЛВЗ, проверяя в лаборатории принадлежащего краю оптово-алкогольного центра каждую партию сходящей с конвейера водки.
Чиновник пообещал, что предприятию «будет оказываться помощь» со стороны краевых властей. «Во-первых, мы уже обратились в федеральное агентство по сельскому хозяйству с просьбой о предоставлении краю дополнительной квоты на спирт в размере 100 тыс. декалитров в последнем квартале 2005 года. Во-вторых, администрация Канска сейчас активно ищет 7 млн рублей, необходимых для продолжения работы предприятия в ноябре. Ну а через два месяца пойдет возврат средств из розницы, и будет намного легче», — пояснил он.
ОАО «Ликероводочный завод «Канский» прекратил производство своей продукции в июне 2004 года, после того как в марте того же года взял несколько крупных кредитов для расчета с государством по акцизным платежам, но не смог их вернуть. Тогда же на предприятии закончилась лицензия на деятельность от Министерства по налогам и сборам. В октябре 2004 года на КЛВЗ была введена процедура банкротства с введением внешнего управления. Мощность Канского ЛВЗ (контрольный пакет акций которого принадлежит ФГУП «Росспиртпром») составляет 1,8 млн декалитров в год, в 2004 году до своей остановки предприятие произвело 68,7 тыс. декалитров.
Интересно, что, запустив завод, администрация края совместно с мэрией Канска продолжают поиск серьезных инвесторов для его развития. По словам господина Анохина, «по нашим расчетам, для финансовой устойчивости предприятия на три месяца работы требуется около 30 млн рублей». При этом власти не согласны с тем, что заводу будет трудно восстановить позиции на рынке (по разным оценкам — от 3 до 6 % рынка). В этом, к примеру, уверен депутат краевого ЗС от Канска Владимир Горлов, который заявил „Ъ“, что «рынок потребления и сбыта в Канске и близлежащих городах для КЛВЗ упущен, и снова выйти на него будет довольно сложно». Как заметил Валерий Анохин, он считает «ход мыслей господина Горлова правильным», но ситуация имеет решение. «Не забывайте и о такой вещи, как административный ресурс, использование которого в данном случае весьма и весьма оправданно. Мэр Канска Сергей Гуров уже встречался с основными лицензиатами (продавцами. — „Ъ“) водочной продукции и активно убеждал их, чтобы именно канская водка всегда стояла на самом видном месте в магазинах, ею торгующих», — подчеркнул Валерий Анохин.
Канскому заводу после возобновления работы придется конкурировать не с местными производителями, считают представители других ЛВЗ. Так, начальник отдела маркетинга и продаж ОАО «Красноярский водочный завод «Ярич» Эльвира Антонова рассказала „Ъ“: «Нам хватает места под солнцем для всех. Все местные производства, занимающие не более 10% рынка алкогольной продукции в крае, конкурируют только с ввозимой в регион водкой из Кабарды, Дагестана и Кавказа, превратившими наш регион в своеобразный отстойник. Поэтому КЛВЗ придется бороться именно с ними».
В краевом УФАС не видят «ничего страшного» в лоббировании интересов КЛВЗ на краевом алкогольном рынке. Как заявили „Ъ“ в управлении федеральной антимонопольной службы по краю, «пока это только намерения, которые могут получить соответствующую антимонопольную оценку лишь после их воплощения в жизнь».