Вузовский работник злоупотребила со студентами
Вчера Новосибирский облсуд оставил в силе приговор, вынесенный бывшему директору новосибирского филиала Московской академии экономики и права (МАЭП) Светлане Коловой. Она получила год условно за злоупотребления полномочиями. В 2000 году госпожа Колова проигнорировала приказ руководства МАЭП и набрала в филиал новых студентов, которые затем были переведены в филиал другого вуза, организованного ее мужем.
В середине 1990–х годов президент банка «Новониколаевский» Николай Колов помимо финансовой деятельности решил заняться еще и образовательной. Банкиру удалось договориться с ректором МАЭП об открытии в Новосибирске ее филиала. Тогда же господин Колов угодил за решетку по подозрению в организации покушения на председателя территориального управления Центробанка по Новосибирской области Екатерину Жаботинскую: в марте 1994 года в окно ее квартиры, расположенной на первом этаже, бросили гранату Ф–1, от взрыва которой госпожа Жаботинская и ее супруг получили множественные ранения.
В 1995 году банкир освободился: обвинение в организации покушения на Екатерину Жаботинскую с Николая Колова сняли за недоказанностью, а срок за хранение оружия он успел отбыть, находясь под следствием и судом. Поскольку человек с судимостью не мог встать во главе филиала вуза, директором была назначена его супруга Светлана Колова. Николай Колов стал ее заместителем.
Летом 1997 года после масштабной рекламной кампании в СМИ вуз принял первых студентов. Там работали три факультета, очная и заочная формы обучения. Стоимость года обучения на них составляла 15–20 тыс. руб. Но уже спустя три года новый ректор МАЭП уведомил супругов Коловых о прекращении набора студентов в новосибирский филиал: по его мнению, филиал затягивал предоставление учебной и финансовой документации.
В августе 2000 года, когда о судимости господина Колова уже никто не вспоминал, банкир решил организовать новый филиал вуза — он зарегистрировал новосибирский филиал Московского института социальных отношений и права (МИСОП). Его супруга возглавила в нем учебную часть. Однако государственной аккредитации филиал не получил.
Тогда, считают следователи, супруги нашли довольно оригинальный выход из положения. По материалам дела, Светлана Колова объявила новый набор в закрытый филиал МАЭП, а затем студенты были переведены в новый вуз с созвучным названием. Студентам же Николай Колов объяснил, что МИСОП является филиалом МАЭП.
В конце 2002 года деятельностью Коловых заинтересовались сотрудники управления по борьбе с экономическими преступлениями. Светлану Колову сутки продержали в изоляторе временного содержания, а затем ей предъявили обвинение в злоупотреблении полномочиями (ст. 201 УК РФ) и в более чем ста эпизодах мошенничества (ст. 159). Бывший банкир скрылся. Его дело было выделено в отдельное производство и в марте прошлого года поступило на рассмотрение Железнодорожного райсуда. Судебное следствие продолжалось почти полтора года. По главному обвинению — в «мошенничестве» — госпожу Колову оправдали на том основании, что «образовательный процесс» со студентами все–таки проводился, а обучающиеся сами дали согласие на перевод из одного вуза в другой. Бывшего директора филиала признали виновной только в злоупотреблении и приговорили к одному году лишения свободы условно с равным испытательным сроком. Гражданские иски студентов и их родителей к обвиняемой передали для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства.
Прокуратура, не согласившаяся с тем, что обвинение в мошенничестве было снято, обжаловала приговор в кассационной инстанции. Как стало известно «Ъ», последняя, рассмотрев дело, оставила приговор районного суда без изменения.