Призывники стали жертвами взрывотехников–«троечников»
Вчера Ленинский райсуд Томска продолжил рассматривать уголовное дело взрывотехников областного управления Федеральной службы исполнения наказаний (УФСИН) Андрея Курзина и Ивана Тебякина. Они обвиняются в незаконном изготовлении взрывного устройства, при срабатывании которого на Дне призывника в мае ранило несколько юношей. Эксперт областного УВД Александр Мацюк заявил, что взрывпакет сработал дефектно из–за грубейших ошибок подсудимых. Но гособвинитель попросил суд не принимать суровых мер к сотрудникам УФСИН и ограничиться условными сроками.
Взрыв произошел 14 мая на плацу военного факультета Томского госуниверситета во время показательных выступлений по освобождению заложников, которые проводило УФСИН. В результате семеро молодых людей получили травмы. В ходе расследования облпрокуратура предъявила обвинение взрывотехникам УФСИН Андрею Курзину и Ивану Тебякину по ч. 2 ст. 223 УК РФ («Незаконное изготовление боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, совершенное группой лиц по предварительному сговору»). Андрей Курзин обвиняется также по ч. 1 ст. 222 («Незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств»). В сентябре дело было передано в Ленинский райсуд.
По словам гособвинителя Натальи Фуфаевой, по приказу замначальника отдела спецназа областного УФСИН Владимира Дударева Иван Тебякин и Андрей Курзин изготовили самодельное взрывное устройство. Следствие установило, сообщила госпожа Фуфаева, что на складе УФСИН имелись стандартные взрывпакеты заводского производства, а подсудимые не получили конкретных указаний, из каких материалов и каким способом они должны изготовить устройство. В ходе судебного процесса Тебякин и Курзин частично признали свою вину, но отрицают, что взрывное устройство было изготовлено «группой лиц по предварительному сговору».
Адвокат Ивана Тебякина Вадим Зубков указывает на то, что его подзащитный выполнял незначительную часть работы — в частности, заклеивал мортиру скотчем и вынимал из холостых патронов порох, который Андрей Курзин использовал для изготовления взрывпакета. Господин Зубков заявил, что поэтому действия Ивана Тебякина не могут быть классифицированы как участие в изготовлении взрывного устройства, и попросил суд снять обвинение с подзащитного. Адвокаты подсудимых также обратили внимание суда на то, что взрывники находились в эпицентре взрыва и не предполагали, что он произойдет.
Эксперт областного УВД Александр Мацюк также заявил в суде, что взрывотехники действовали без злого умысла: «В электровоспламенитель устройства был вставлен детонатор. В результате порох не сгорел в воздухе, а взорвался». «Условно по десятибалльной шкале профессиональные знания взрывотехников можно оценить на «тройку», — констатировал эксперт.
Прокурор Наталья Фуфаева оказалась неожиданно лояльной к обвиняемым. В частности, она признала, что незаконное изготовление взрывного устройства не было совершено «группой лиц по предварительному сговору», и переквалифицировала обвинение из ч. 2 ст. 223 в ч. 1 ст. 223 («Незаконное изготовление или ремонт огнестрельного оружия, комплектующих деталей к нему, а равно незаконное изготовление боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств»). Госпожа Фуфаева заявила, что с Андрея Курзина снимается обвинение по ч. 1 ст. 222: «С точки зрения УК РФ состава преступления в действиях Андрея Курзина по этой статье нет, обвинение не конкретизировано». По мнению прокурора, при назначении меры наказания смягчающими обстоятельствами могут быть, в частности, отсутствие судимости у обвиняемых и признание ими своей вины. В результате гособвинение предложило суду назначить обоим обвиняемым 2,5 года условно с испытательным сроком 1,5 года.
Адвокат гражданских обвинителей потребовал, чтобы «УФСИН как работодатель, который отвечает за своих работников, возместил моральный ущерб в полном объеме и выплатил пострадавшим Артему Шпехту и Василию Федорову по 200 тыс. руб., а Андрею Герасименко — 300 тыс. руб.».
Итоговое заседание суда, на котором будет вынесен приговор, состоится в конце декабря.