"Иркутскэнерго" повысит тарифы с 1 января
Вчера региональная энергетическая комиссия (РЭК) установила размеры тарифов, отпускаемых ОАО «Иркутскэнерго» с 1 января 2006 года. Средняя цена на электроэнергию увеличится на 8,9%. Для населения рост тарифов по сравнению с уровнем 2004–2005 года составил 15,7%, а для базовых потребителей — 7,5%. Председатель РЭК Илья Романов подчеркнул, что «тарифное меню составлялось с учетом интересов жителей Иркутской области и Усть-Ордынского округа (УОБАО)». Аналитики полагают, что увеличение тарифов можно расценивать как шаг к ликвидации перекрестного субсидирования и либерализации компании.
Вчера на заседании РЭК господин Романов заявил, что были рассмотрены 20 вариантов «тарифного меню», из которых было выбрано оптимальное. Установленные РЭК тарифы будут действовать не менее года.
40% акций ОАО «Иркутскэнерго» принадлежит государству. Компании «Базовый элемент» (через ООО «ЕвроСибЭнерго») и СУАЛ (через ЗАО «Комплексные энергетические системы») контролируют около 50% акций энергокомпании. В состав ОАО «Иркутскэнерго» входят 12 теплостанций, а также три гидроэлектростанции: Иркутская, Братская и Усть-Илимская. Тарифы ОАО «Иркутскэнерго» на тепло- и электроэнергию на 2005 год для потребителей Иркутской области оставались на уровне 2004 года: среднеотпускной тариф на электроэнергию — 28,11 коп. за кВт/час, для базовых потребителей — 25,32 коп., для городского населения — 32 коп., для сельского населения — 22,4 коп. за кВт/час. Среднеотпускной тариф на тепловую энергию — 250,67 руб. за Гкал.
Начиная с 1 января 2006 года население Иркутской области в городах будет платить 37 коп. за кВт/час. Тарифы для сельского населения составят 25,9 коп. за кВт/час. Для базовых потребителей цена киловатт-часа без НДС будет равна 27,22 коп. за кВт/час. (одноставочный по высокому напряжению), что на 0,79 коп. выше, чем предлагала компания «Иркутскэнерго». Базовыми потребителями электроэнергии являются алюминиевые заводы: «ИркАЗ-СУАЛ» и БрАЗ (РУСАЛ), а также ВСЖД — филиал ОАО РЖД. На их долю приходится более 57% производимой компанией энергии.
Для прочих потребителей электроэнергии тариф без НДС будет равен 37 коп. за кВт/час (одноставочный по высокому напряжению), по среднему напряжению — 38 коп. для первой группы и 40,2 коп. для второй группы, по низкому напряжению — 41,65 коп. Таким образом, рост тарифов для базовых потребителей составил 7,5%, а для остальных цена одного киловатт-часа в среднем увеличилась на 15%. Разрыв между базовыми потребителями и так называемыми «прочими» составляет 44%. В ноябре президент «Некоммерческого партнерства товаропроизводителей и предпринимателей Иркутской области», депутат законодательного собрания (ЗС) Александр Касьянов требовал сократить этот разрыв, уравняв «прочих» потребителей с базовыми. Однако РЭК к нему не прислушалась.
Председатель комитета по собственности и экономической политике ЗС Максим Сурнин считает, что «ситуация, которую отразила в своем решении РЭК, соответствует рыночному положению в отрасли». «Тенденция, связанная с перекрестным субсидированием, меняется», — подчеркнул господин Сурнин. Он отметил, что значительным повышением тарифов для базовых потребителей вопрос о ценах на электроэнергию для населения не решится. «Если затраты производителей на электроэнергию войдут в себестоимость их продукции, то чего мы в итоге добьемся? Я не вижу смысла в увеличении тарифов для производителей», — заявил господин Сурнин.
Аналитик ИК «ФИНАМ» Семен Бирг полагает, что повышение тарифов на электроэнергию, отпускаемую «Иркутскэнерго», «осуществляется в рамках подготовки к предстоящей либерализации рынка и введения на территории Сибири сектора свободной торговли». Семен Бирг также отмечает, что тарифная политика, избранная компанией, «соответствует общей концепции ликвидации перекрестного субсидирования в электроэнергетике — тарифы для населения как субсидируемого потребителя растут опережающими темпами, чтобы уменьшить объемы перекрестного субсидирования в отрасли. Кроме того, новости о повышении тарифов «Иркутскэнерго» являются позитивными для миноритарных акционеров компании, так как свидетельствуют о возможной трансформации стратегии и появлению долгосрочной задачи повышения собственной капитализации».