Нефтепровод "Транснефти" не подпускают к Байкалу
Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) отклонила технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта трубопровода «Восточная Сибирь — Тихий океан», разработанное «Транснефтью». Квалифицированное большинство экспертов не устроило то, что байкальский участок нефте- провода по северному побережью озера будет проходить в 800 м от уреза воды. Отрицательное заключение на ТЭО идет вразрез с рекомендациями президента РФ Владимира Путина ускорить согласование документов по проекту ВСТО. Вчера вице-президент «Транснефти» Сергей Григорьев заявил „Ъ“, что пока никаких документов компания не получала, а комментировать «эмоции экологических организаций очень трудно».
В минувший вторник в Москве экспертная комиссия ГЭЭ большинством голосов отклонила ТЭО проекта восточного трубопровода, разработанное «Транснефтью». По информации, распространенной «Гринпис», отрицательное заключение подписали 40 (по другим данным — 43. — „Ъ“) из 52 экспертов, то есть квалифицированное большинство (две трети голосов. — „Ъ“). В заключении говорится, что документация компании «не полностью соответствует российскому и международному законодательству». Особо смутил экспертов байкальский участок: «Транснефть» намеревалась проложить трубу в 0,8–2 км от берега озера. Эксперты сошлись во мнении, что труба представляет «большую опасность для озера — объекта Всемирного наследия» и поэтому должна быть проложена вне пределов водосборного бассейна Байкала.
Проект «Транснефти» «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО) предусматривает строительство нефтепровода по маршруту: город Тайшет (Иркутская область) — город Сковородино (Амурская область) — бухта Перевозная (Приморский край). Общая мощность нефтепровода — до 80 млн т нефти в год, суммарные инвестиционные затраты — $11,5 млрд. 27 апреля 2004 года приказ Минпромэнерго определил этапы строительства, по которому в первую очередь будет построена труба от Тайшета до Сковородино. Стоимость строительства первой очереди трубопровода мощностью 30 млн т нефти в год определена в $6,5 млрд.
Напомним, что это не первая неудача «Транснефти». В 2003 году компания получила отрицательное заключение ГЭЭ (тогда экспертизу проводило Минприроды. — „Ъ“) на Обоснование инвестиций (ОИ) проекта трубопровода, причем тогда «Транснефть» предлагала построить трубу в 20 км от северного побережья Байкала. По информации „Ъ“, при подготовке второго варианта ОИ в 2004 году были проведены углубленные инженерно-экологические изыскания по северному маршруту, удаленному от озера на 80–100 км, которые, по неофициальным данным, обошлись компании в $700 тыс. Этот вариант в итоге устроил комиссию ГЭЭ, но весной 2005 года «Транснефть» вновь изменила маршрут, вернувшись на берег озера. Реализацию северного варианта в компании посчитали чересчур затратной.
В начале сентября 2005 года, незадолго до внесения ТЭО проекта трубопровода в правительство, глава МПР Юрий Трутнев заявлял, что «труба не может проходить в километре от озера, такие риски неоправданно высоки». По словам министра, если трубу прорвет, то нефть попадет в Байкал уже через 20–30 минут, и за это время «никакие мобильные службы» ликвидировать угрозу не смогут.
Но в октябре особое мнение по восточной трубе высказал президент РФ, указавший правительству на необоснованное затягивание согласования документации по ВСТО. Премьер Михаил Фрадков взялся лично проконтролировать утверждение проекта госведомствами, а Минприроды резко изменило позицию, объяснив, что его удовлетворяют предложенные «Транснефтью» меры по охране озера.
Тогда в компании были уверены, что проблем на этой стадии не будет, и предполагали, что ТЭО будет утверждено в конце декабря 2005 года. В январе Владимир Путин заявил, что строительство трубы начнется летом этого года, а сетевой график, составленный Минпромэнерго, предполагает, что первый комплекс трубопровода сдадут к середине ноября 2008 года.
Вчера вице-президент «Транснефти» Сергей Григорьев сообщил „Ъ“, что пока компания «не получала никаких официальных заключений». «Мотивации мы еще не видели, пока мы видим лишь заявления общественных организаций с эмоциями», — заявил господин Григорьев. По его словам, в документации компании «заложены технологии, обеспечивающие экологическую безопасность», аргументированных возражений в этой части «Транснефти» никто не представил.
«Насколько я понял, есть лишь мнение, что нельзя строить рядом (с озером Байкал. — „Ъ“), но что значит „рядом“ — никто не объясняет», — уточнил Сергей Григорьев. По его словам, прокладывая маршрут в окрестностях Байкала, «Транснефть» не нарушила законов, потому что проводила изыскания «не в водоохранной зоне» (500 м от берега. — „Ъ“). «Если государство скажет, что нельзя, будем переделывать проект», — сообщил господин Григорьев, но отметил, что реализация северного варианта приведет к «удорожанию на миллиарды долларов».
Официальным документом заключение экспертной комиссии станет после того, как выйдет соответствующий приказ Ростехнадзора. Вчера в этом ведомстве „Ъ“ сообщили, что документ появится не раньше середины февраля и до этого момента федеральная служба ничего комментировать не будет.
Руководитель общественной организации «Бурятское региональное объединение по Байкалу» Сергей Шапхаев рассказал „Ъ“, что существует регламент проведения ГЭЭ, и Ростехнадзор сейчас будет проверять, соответствуют ли ему действия экспертной комиссии: «Если найдут нарушения, даже чисто процедурные (например, ошибки при оформлении документов. — „Ъ“), — могут не утвердить».
По мнению аналитиков, подготовка и утверждение нового ТЭО затянет строительство трубы на несколько лет.