Коллегия присяжных Новосибирского облсуда признала вину Андрея Старых
Вчера коллегия присяжных Новосибирского облсуда вынесла обвинительный вердикт председателю регионального отделения всероссийского добровольного общества «Спортивная Россия», президенту клуба спортивных единоборств «Первомаец» Андрею Старых и воспитаннику этого же клуба Сергею Хомякову. Спортивного функционера признали виновным в организации убийства почти десятилетней давности, его подельника — в исполнении. Но оба, по мнению присяжных, заслуживают снисхождения.
С утра председатель судебного заседания Олег Ефимов согласовал со сторонами вопросы, на которые должны были ответить присяжные, после чего удалился, чтобы внести корректировки в опросный лист. Когда он вернулся, в зале уже расположилось полтора десятка омоновцев с автоматами. Кто–то из друзей подсудимых предположил, что если их оправдают и освободят в зале суда, то могут взять под стражу по какому–нибудь новому обвинению. Другие сочувствующие подследственным предположили, что появление в зале автоматчиков повлияет на объективность присяжных. По ходатайству адвокатов господин Ефимов удалил из зала вооруженных людей и только потом пригласил присяжных. Он обратился к ним с напутственным словом, в котором пояснил сущность презумпции невиновности, напомнил фабулу обвинения, версию защиты и показания свидетелей.
Облпрокуратура обвиняла президента спортклуба Старых в организации убийства в мае 1996 года Геннадия Миллера — экс–директора компании «Торгмашсервис», акционером которой являлась первая жена Андрея Старых Татьяна. Якобы объяснения господина Миллера, перешедшего на новую работу, могли повлиять на изменение решения арбитража, взыскавшего ранее в пользу «Торгмашсервиса» 10 млрд «старых» рублей. Как считают следователи, господин Старых поручил убийство воспитаннику клуба Сергею Хомякову. Утром 6 мая 1996 года, как установили прокуроры, борец расстрелял Геннадия Миллера в его Mitsubishi.
Показания против Старых и Хомякова дали их бывшие одноклубники. Якобы Сергей Хомяков хвастался им, что Mercedes он получил за «выполненное задание» — убийство Миллера. Кроме того, свидетели с оперативными псевдонимами (их имена были засекречены) заявили, что опознали в Хомякове молодого человека, которого видели рядом с местом расстрела.
По мнению же адвокатов обвиняемых, никакие объяснения Геннадия Миллера, касающиеся арбитражного спора, не могли послужить основанием для убийства, а в дальнейшем между «Торгмашсервисом» и компанией–ответчиком было заключено мировое соглашение. Наиболее вероятной версией мотива убийства защитники считают занятие господина Миллера операциями с редкоземельными и цветными металлами. Но прокуратура, отмечают адвокаты, эту версию не проверила. По их данным, в день, когда был застрелен Геннадий Миллер, Сергей Хомяков участвовал в спортивно–тренировочном сборе, этот день им врезался в память, так как Хомяков провел прием против одного из самых перспективных соперников. А по окончании сборов участвовал в городских соревнованиях, где получил «серебро» в весовой категории до 76 кг. С травмированной рукой и ухом (по словам свидетелей, это приметы киллера) нельзя завоевать призовое место, считают адвокаты. Впрочем, в прокуратуре говорят, что повреждения Сергей Хомяков мог получить и позже, а в мэрии им выдали справку о том, что Хомяков в том году никаких наград не удостаивался.
По мнению защитников, к показаниям бывших одноклубников Андрея Старых следует отнестись критически, потому что они «отвлекали спортсменов на неблаговидные дела», за что и были выгнаны из «Первомайца». А засекреченные свидетели, считают защитники, указали на Сергея Хомякова «по подсказке» оперативников. «Доказательства обвинения — карточный домик, рухнувший вследствие своей непрочности», — заявил в прениях адвокат Сергей Денисов.
В совещательной комнате присяжные пробыли почти четыре часа. На вопрос, виновен ли Хомяков, «да» ответили семеро из них. Девять присяжных посчитали виновным Андрея Старых. Правда, 10 присяжных считают, что Сергей Хомяков заслуживает снисхождения, а семеро полагают, что его заслуживает Андрей Старых.
Когда был оглашен вердикт, адвокаты, многочисленные родственники и друзья подсудимых оцепенели. От комментариев они отказались и быстро разъехались. Завтра состоятся повторные прения сторон, после чего в совещательную комнату удалится уже председатель судебного заседания.