Губернатор Карлин намерен поменять стратегию развития алтайского сельского хозяйства
Вчера пресс–служба алтайской крайадминистрации распространила текст выступления губернатора Александра Карлина на состоявшейся накануне расширенной коллегии главного управления сельского хозяйства (ГУСХ). Глава региона заявил о необходимости изменения стратегии развития АПК: скорейшем уходе от односторонней ориентации на производство зерна и развитии перерабатывающей отрасли. Чиновникам ГУСХ губернатор дал понять, что если им не удастся эффективно провести посевную кампанию и организовать борьбу с птичьим гриппом, то реализовывать новую стратегию будут уже другие управленцы.
Свое выступление губернатор Александр Карлин начал с того, что нынешняя структура управления АПК вызывает у него чувство глубокого неудовлетворения. По его словам, в прошлом году, когда в крайадминистрации формировалась новая команда, его «убедили, что сложившаяся структура наиболее оптимальна для решения проблем государственного влияния на положение дел в агропромышленном секторе». Господин Карлин признал свою ошибку. «Я проявил максимальное понимание и во многом вопросы перестройки органов управления отдал на откуп тем, кто в этой структуре работает. К сожалению, сегодня я констатирую, что глубоких содержательных предложений я не получил. Более того, из сегодняшних выступлений я понял, что у нас отмечается стремление сохранить старые стереотипы в работе», — заявил он в понедельник сотрудникам ГУСХ. По словам господина Карлина, дальнейшая судьба сельхозуправленцев находится в зависимости от организации весенне–полевой кампании, а также от решения проблемы профилактики птичьего гриппа. «Оценку эффективности управления АПК дадим к 1 июля, — предупредил глава региона, — и если результатов я не увижу, решения буду принимать кардинальным образом. Структура будет пересмотрена, множественность органов ликвидирована».
Затем Александр Карлин перешел к стратегии развития АПК. По его мнению, в ближайшее время региону необходимо уйти от односторонней ориентации на зерновое производство. По данным губернатора, за последние 15 лет количество коров сократилось на 374 тыс. голов, кормовой клин уменьшился на 1 млн га. Большая часть пашни вовлечена в зерновое производство, и поэтому финансовые потери в крае составили 6–7 млрд руб. «В одночасье эту проблему не решить, но мы должны всеми имеющимися у нас ресурсами побуждать сельское хозяйство к тому, чтобы переходить на более гармоничный отраслевой расклад», — сказал господин Карлин.
Второй стратегической установкой был назван «уход от положения края как сырьевого придатка, источника сырья для перерабатывающей и пищевой промышленности других регионов». «В наш аграрный край завозятся молочные, крупяные и мясные изделия, низкосортное пиво из Приволжского федерального округа, кондитерские изделия с Урала и даже подсолнечное масло, хотя мы имеем самые большие в Сибири площади под подсолнечником», — отметил губернатор. Он сделал вывод, что нужно «обеспечить в своем регионе максимально высокий уровень переработки сельхозпродукции».
«Можно долго говорить о ценовом диспаритете, погодных условиях — это то, что мы изменить не в состоянии, но мы должны адаптировать сельскохозяйственное производство к этим условиям. Обеспечить его выживание и развитие в этих непростых условиях. Другого пути у нас нет», — констатировал Александр Карлин.
Новые стратегические установки встретили поддержку на предприятиях АПК и в крайсовете. «Я полностью солидарна с тем, что говорил глава региона, — заявила «Ъ» гендиректор бийского ОАО «Алейскзернопродукт» Алла Старовойтова. — Многие наши даже существующие перерабатывающие мощности недогружены. В частности, в Алейске простаивает сахарный завод, хотя когда–то в Алейском районе выращивали сахарную свеклу, а сейчас этой отрасли у нас нет». «Если Александру Карлину удастся совершить этот переворот, я будут только рада», — добавила госпожа Старовойтова.
Выразил свою поддержку губернатору спикер крайсовета Александр Назарчук. Жесткие требования к ГУСХ он назвал совершенно оправданными. «Исполнительная власть при Михаиле Евдокимове, сменившем четырех заместителей по сельскому хозяйству, фактически этой отраслью не занималась. В сельских районах не было даже профильных органов управления», — заявил он «Ъ».