Новосибирский обслуд начал повторное рассмотрение дела "оборотней в погонах"
Вчера новосибирский областной суд начал повторное рассмотрение дела «оборотней в погонах» — бывшего замначальника оперативно–розыскного бюро Сибирского окружного управления МВД полковника Юрия Савченко и офицера резерва ФСБ Александра Шестака. Савченко и Шестак, которые обвинялись во взяточничестве, были осуждены за мошенничество и приговорены к условным срокам. Прокуратура решила, что сроки, назначенные офицерам, не соответствуют целям уголовного наказания, и опротестовала приговор в Верховном суде РФ. Суд вернул дело на новое рассмотрение.
Вчера Савченко и Шестак вновь предстали перед новосибирским облсудом. Они пребывали в хорошем расположении духа и, пока не появилась судья, даже помогали секретарю судебного заседания расставлять мебель. Судебное следствие завершилось, едва начавшись. В суд не пришла адвокат Савченко Татьяна Романенко, которая находится в командировке, а от заключения соглашения с новым защитником полковник отказался. Обвиняемые заявили, что намерены дать показания в следующем судебном заседании.
По данным следствия, в июне 2004 года ОБЭП проводил налоговую проверку фирмы «Марта–М» (входит в компанию «Сибирский берег», производящую снэки «Кириешки», «Компашки»). Узнать, во что может вылиться эта проверка, руководитель службы безопасности «Сибирского берега» Александр Шестак решил у замначальника ОРБ по экономическим и налоговым преступлениям Юрия Савченко, с которым когда–то служил в КГБ. По данным прокуратуры, полковник, который возглавлял отдел межрегиональных налоговых преступлений, встретился с бизнесменами и за благополучное завершение проверки потребовал $200 тыс. Сумму надо было выплатить равными долями. Александр Шестак, со своей стороны, убеждал своих начальников принять условия полковника. Савченко и Шестака задержали. В автомобиле последнего сотрудники УФСБ, к которым обратились коммерсанты, нашли пачки долларов. Савченко предъявили обвинение в покушении на взяточничество, Шестаку — в пособничестве. Однако суд решил, что в действиях Савченко был состав мошенничества: якобы полковник не обладал полномочиями, чтобы повлиять на результаты досудебной проверки «Марты–М».
16 июня прошлого года Юрий Савченко и Александр Шестак покидали здание облсуда, упоенные своей победой. Их уголовное дело было переквалифицировано со взяточничества на мошенничество, и суд ограничился условными сроками. Вместо предложенных прокуратурой для Савченко восьми с половиной лет и семи с половиной для Шестака суд приговорил первого к четырем годам условно, второму назначил на год меньше. Не особенно расстроился Савченко и от того, что его лишили звания полковника. Друзья Савченко и Шестака, которые присутствовали на вынесении судебного вердикта, даже предлагали товарищам отметить это событие в ресторане.
Однако прокуратура посчитала квалификацию действий обвиняемых облсудом неверной, а наказание им «чрезмерно мягким». По мнению прокуроров, приговор «не соответствует целям уголовного наказания, требованиям социальной справедливости, тяжести совершенного преступления, не отвечает превентивной функции». С этими доводами согласился и представитель компании «Марта–М», по иску которой суд не принял решения: 40 тыс. руб. составили потери фирмы при операциях покупки и продажи валюты, которая использовалась при задержании обвиняемых. В результате прокуратура обратилась с кассационной жалобой в Верховный суд. Судебная коллегия ВС сочла приговор подлежащим отмене.