Капитал "Европейского банка реконструкции и развития" вольется в красноярский банк
Вчера „Ъ“ стали известны подробности сделки между красноярским банком «Кедр» и «Европейским банком реконструкции и развития». По словам председателя правления «Кедра» Игоря Стернина, уже осенью этого года ЕБРР получит блокирующий пакет акций сибирского банка, взамен предоставив инвестиции на сумму более $10 млн. По мнению экспертов, эта сделка была во многом вынуждена и руководство банка пошло на нее, чтобы не проиграть в борьбе за рынок столичным финансовым структурам.
Вчера председатель правления ЗАО «Коммерческий банк „Кедр“» Игорь Стернин официально подтвердил информацию о готовящейся сделке между его банком и «Европейским банком реконструкции и развития» (ЕБРР). По словам господина Стернина, вчера им был получен проект договора по приобретению ЕБРР 25% (+ 1 акция) пакета акций «Кедра». Блокирующий пакет акций ЕБРР должен приобрести в третьем квартале этого года за счет допэмиссии акций «Кедра». Сумма контракта составит чуть более $10 млн — именно такого объема субординированный кредит в июле ЕБРР выделит «Кедру», и он сразу будет включен в капитал банка. Возвращен заем будет уже пакетом акций ЗАО «Коммерческий банк „Кедр“». Кроме акций ЕБРР получит как минимум одно место в совете директоров. А также менеджеры европейского банка могут занять и другие ключевые посты в банке. Впрочем, как пояснил председатель правления, «фактическая инвестиция будет намного больше — эти 10 млн пойдут только на увеличение капитала банка».
Ъ ЗАО «Коммерческий банк „Кедр“». Основан в 1991 году — был одним из первых банков Красноярского края. Занимает 117-е место по величине активов среди российских банков. Имеет филиалы в Норильске, Москве, Ростове, Краснодаре, Кемерове, Абакане, Владивостоке. Основными акционерами являются руководители банка. Игорь Стернин владеет 32,7% акций, такой же пакет у его коллеги Надежды Колофидиной, остальные акции находятся также у менеджмента «Кедра», однако разбиты на меньшие пакеты. Активы банка (на 1 января 2006 года) — 8,615 млрд рублей. Прибыль за прошлый год — 219,2 млн рублей. Собственный капитал — более 700 млн рублей.
Игорь Стернин также обозначил причины сделки. «Наш банк на фоне других региональных кредитных учреждений очень успешен, только за прошлый год мы смогли увеличить свои показатели практически в два раза. Однако наступает такой момент, когда без помощи со стороны дальше развиваться трудно, — пояснил господин Стернин. — Сейчас очень сложно небольшим банкам конкурировать с московскими и европейскими финансовыми структурами. Мы, конечно, открыли два филиала в Москве, несколько в других регионах России, но как развивалась бы ситуация дальше — прогнозировать сложно. Получив в партнеры ЕБРР, мы получаем большое конкурентное преимущество». Также господин Стернин надеется на то, что специалисты ЕБРР наладят в «Кедре» европейскую систему работы, а также привлекут новых специалистов, как из столицы, так и из Европы. Любопытно, что сам «Кедр» также выходит в этом году на европейский рынок — до конца года должен открыться филиал банка в Афинах.
В ЕБРР вчера полностью подтвердили слова Игоря Стернина. «Действительно, мы уже провели все переговоры с «Кедром» и оговорили все элементы сделки, — пояснил „Ъ“ пресс-секретарь московского офиса ЕБРР Ричард Уоллис. — Мы надеемся, что эта сделка позволит «Кедру» стать более конкурентоспособным региональным банком. В принципе, приобретение подобных пакетов малых банков — это одно из приоритетных направлений ЕБРР в России». Также, по словам господина Уоллиса, в будущем «Кедр» будет проводить в Красноярском крае финансовые программы ЕБРР для России — такие, как, например, кредитование малого бизнеса.
В других красноярских банках вчера отказались от официальных комментариев по поводу намечающейся сделки. Однако один из банковских топ-менеджеров, пожелавший остаться неизвестным, заявил „Ъ“, что «„Кедр“ нашел оптимальный вариант привлечения новых инвестиций». «Действительно, в банке настал момент, когда самостоятельно развиваться сложно, московские структуры при поддержке чиновников давят на местные банки, большинству пришлось слиться со столичными банками, — пояснил он. — Яркий пример — банк «Енисей», который потерял свою самостоятельность (в прошлом году был куплен «Конверсбанком». — „Ъ“). ЕБРР же не только приносит инвестиции, но и позволяет владельцам банка оставаться у руля. Взамен, правда, требует четких европейских принципов работы».
Аналитик по банковскому сектору группы компаний «Брокеркредитсервис» Денис Мухин назвал намечающуюся сделку вполне «логичной». «Насколько мне известно, это не первый региональный банк, пакет акций которого приобрел ЕБРР. Наглядный пример — это новосибирский «Сибакадембанк», — пояснил господин Мухин. — Сейчас это успешный и стабильный российский банк, способный конкурировать со столичными, основная его деятельность — это кредиты населению. Скорее всего, «Кедр» повторит его судьбу, только специализация будет иной — кредиты малому бизнесу».