Новосибирский охранник, застреливший прохожего, признан невменяемым
Новосибирский облсуд направил на принудительное лечение в психбольницу лицензированного сотрудника ЧОП «Аргус–СБ» Павла Сурганта. В январе прошлого года он устроил стрельбу в одном из спальных районов Новосибирска, убив одного и ранив двоих прохожих. Экспертиза пришла к выводу, что Сургант действовал в «сумеречном помутнении сознания», а сам охранник утверждает, что ничего этого не помнит.
По данным следствия, 13 января 2005 года охранник ЧОП 27–летний Павел Сургант (его клиентами были первые лица аэропорта Толмачево) проводил время с друзьями в одном из кафе Северо–Чемского жилмассива. Когда порядком выпили, собутыльники Сурганта разошлись по домам, а он, как рассказывают свидетели, принялся бродить по улицам и приставать к прохожим. Первой ему на пути попалась чета Гришиных. Охранник, под два метра ростом и около центнера весом, столкнул супругов головами и, повалив в сугроб, стал душить. Тем удалось вырваться. Павел Сургант приказал им «оставаться на месте» и, когда супруги не подчинились, как утверждают в прокуратуре, стал стрелять им вслед. Первым же выстрелом нетрезвый охранник ранил Геннадия Гришина в голову.
Следующей его жертвой стал житель микрорайона Александр Воробьев, которому он прострелил шею. А через пять минут после этого Павел Сургант, приставив к животу беременной женщины табельный пистолет Иж–71, попытался отобрать у нее меховую шапку. Заступившийся за жертву 45–летний Василий Лерке, который привычным маршрутом шел домой, сам оказался таковой: охранник убил его выстрелом в голову. Прохожим, которые пытались вмешаться, он угрожал: «Проходите мимо, а то рядом ляжете!»
В экстренные службы один за другим стали поступать десятки звонков от очевидцев. В микрорайон были направлены несколько машин «скорой помощи» и патрульных автомобилей. Как рассказывают милиционеры, Павла Сурганта они застали сидевшим на трупе Василия Лерке и кричавшим, что «так умирают враги народа». На следующий день он сказал следователям, что ничего этого не помнит.
Прокуратура возбудила уголовное дело по ст. 213 УК («Хулиганство с применением оружия»), ч. 3 ст. 111 («Нанесение телесных повреждений»), а также ст. 105 («Убийство»). Однако новосибирская стационарная судебно–психиатрическая экспертиза, куда направили охранника, признала его невменяемым. Стрельбу, как считают врачи, он открыл, находясь в «сумеречном помутнении сознания»: якобы за несколько минут до расправы с прохожими он получил черепно–мозговую травму.
По требованию родственников и друзей потерпевших, посчитавших, что в суде дело пытаются замять, охранника направили на повторную экспертизу в Центр судебной психиатрии им. Сербского. Ее выводы совпали с заключением новосибирских психиатров, которые рекомендовали применить к Павлу Сурганту принудительные меры медицинского характера. Новосибирский облсуд так и поступил.