На митинге в Омске водители "газелей" потребовали отставки мэра
Вчера на очередном митинге водителей омских маршрутных такси впервые зазвучали политические лозунги — водители «газелей» потребовали отставки мэра Омска Виктора Шрейдера. В своей полной поддержке протестующих заверили пришедшие на митинг представители омского обкома КПРФ. По оценке местных политиков, альянс коммунистов и частных перевозчиков весьма вероятен и может быть «вполне жизнеспособным».
Вчерашняя акция протеста частных перевозчиков Омска явно не задалась — на митинг пришли всего около 300 водителей. Мероприятие началось с минуты молчания в память Александра Омелина, водителя «газели», покончившего с собой 26 апреля. «С февраля, когда мэрия начала так называемую транспортную реформу, перед каждым из нас стоит вопрос: чем ответить на действия чиновников? Однако становится все понятней, что бороться с властью нереально. Сколько еще нужно смертей, чтобы власть поняла, что люди — это не только бюджетники и пенсионеры?» — задал собравшимся водителям риторический вопрос председатель профсоюза работников автомобильного транспорта Владимир Занин. Действия автоинспекторов, снимающих с маршрутных такси госномера, господин Занин назвал «чиновничьим заказом». «Непонятно, как органы местного самоуправления дали приказ сотрудникам милиции и превратили их из защитников в карателей!» — в сердцах бросил Владимир Занин.
К активным действиям митингующих призвал председатель профсоюза «Ямщик» Валентин Кузнецов. «Власть в лице мэра Шрейдера и губернатора Полежаева объявила вам войну! Ответом может быть только силовое давление, перекрытие улиц и прочие несанкционированные действия», — заявил господин Кузнецов.
Ъ Согласно новой маршрутной сети, которая вступила в действие с 1 февраля 2006 года, количество маршрутных такси, работающих в областном центре, было сокращено с 4 тыс. до 1,5 тыс. В марте текущего года владельцы и водители маршрутных такси провели в областном центре несколько массовых акций протеста против транспортной реформы, а также пикетировали здание правительства России в Москве, добиваясь права на работу в Омске.
Однако расшевелить толпу профсоюзным лидерам не удалось. Ораторов было плохо слышно, а их заявления почти слово в слово повторяли сказанное на предыдущих акциях протеста. Уже через 20 минут после начала митинга запал перевозчиков сошел на нет — водители хмуро переминались с ноги на ногу под накрапывающим дождем и не выказывали ни малейшего желания участвовать в «силовом давлении» на власть. «Третий раз прихожу на эти митинги, а что толку? Никому до нас дела нет, кроме милиции. Разговорами номера и работу не вернуть», — с раздражением бросил один из них.
От провала акцию протеста спас водитель маршрутки Андрей Уланов, который в отличие от организаторов сумел-таки найти «нужные слова». «Власть в Омске зажралась и ничего не боится! Медведев (первый вице-премьер РФ Дмитрий Медведев. — „Ъ“) говорит: помогите малому бизнесу. А что делают на местах? Мэр хочет 5 тыс. человек выкинуть на улицу. На следующих выборах я за него голосовать не буду. Пусть уходит в отставку! — убеждал водитель, трижды выкрикнув: — Долой мэра!». Энергичная речь господина Уланова завела собравшихся и они дружно подхватили новый лозунг. Политической окраски митингу добавило и выступление депутата омского городского совета от КПРФ Олега Матвеева. «Мы голосовали за то, чтобы оставить и „газели“, и автобусы. В противостоянии с чиновниками коммунисты вас поддержат», — под бурные аплодисменты заверил перевозчиков господин Матвеев.
Масла в огонь подлило выступление начальника УГИБДД УВД Омской области полковника Юрия Шевченко. Впервые с начала протестных действий перевозчиков на их приглашение откликнулся представитель власти. «Кто из вас ни разу не нарушал правила дорожного движения, поднимите руку. Один человек? Поставьте ему тут памятник, если правду говорит. Да, мы усилили контроль на дорогах, потому что люди гибли десятками. Эти действия позволили сократить смертность на 40%», — сразу же перешел в наступление господин Шевченко. В ответ водители недовольно загудели и начали сыпать обвинениями в адрес автоинспекторов, которые, по их мнению, злоупотребляют служебным положением. «Обо всех нарушениях со стороны отдельных недобросовестных сотрудников ГИБДД можете сообщать мне по прямому телефону. Проверим и разберемся. Но я со всей ответственностью утверждаю, что никакого „плана по снятию номеров“ у нас нет», — заявил полковник.
Спустя час после начала акции протеста, зачитав резолюцию, в которой от чиновников потребовали отмены конкурсов по распределению маршрутов и проведения общегородского референдума, организаторы начали сворачивать транспаранты. Митингующие, впрочем, расходиться не собирались — плотным кольцом окружив Юрия Шевченко, водители не прекращали попыток вернуть своим «газелям» госномера.
По мнению омских политиков, возможный альянс КПРФ и частных перевозчиков может быть «вполне жизнеспособным». «Если на каком-то этапе их цели совпадают, то почему бы и нет. На мой взгляд, этот взаимный интерес свидетельствует о начале предвыборной кампании», — заметил председатель омского регионального отделения партии «Яблоко» Юрий Федотов.