Навигация на Ангаре может быть сорвана
Неудовлетворительное состояние знаков навигационной обстановки, без которых невозможно обеспечить безопасность речных перевозок, может привести к срыву навигации на Ангаре. Из-за этого могут пострадать лесоперерабатывающие предприятия на севере края. Как утверждает первый заместитель «Енисейречтранса» Александр Чесноков, такая ситуация возникла из-за бюджетной коллизии: федеральный бюджет отказался выделять средства на эти цели, а федеральный закон запрещает финансировать проведение необходимых работ и из бюджета края. В настоящий момент чиновники расписываются в бессилии, утверждая, что не могут заставить федеральные органы власти выделить необходимые средства. Хотя и соглашаются, что правительство может предоставить финансирование в результате полного срыва навигации — такие прецеденты в России уже случались.
Навигация 2006 года по Ангаре может быть сорвана из-за неудовлетворительного состояния знаков навигации на реке, что может привести к «огромному» количеству аварийных ситуаций, заявил вчера „Ъ“ первый заместитель руководителя Енисейского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства («Енисейречтранс») Александр Чесноков. По его словам, на реке практически отсутствуют знаки навигационной обстановки, судоходные вехи на опасных участках и освещение тех знаков, которые еще сохранились. «Вести плоты с лесом и суда по такой реке опасно, а вся ответственность за происшествия будет лежать на судоводителях. Так что им приходится либо брать на себя ответственность и любой ценой доставлять грузы заказчикам, либо ждать, когда знаки будут установлены», — пояснил господин Чесноков.
Основной причиной сложившейся ситуации чиновник называет неразбериху с финансированием речной системы. До середины 90-х годов федеральный бюджет брал на себя расходы по поддержанию навигационной обстановки на магистральных реках и их притоках, однако около десяти лет назад притоки начали снимать с финансирования. Содержание Ангары прекратили в 1997 году, а еще через несколько лет Федеральным законом № 122-ФЗ было запрещено выделять средства на это и из бюджета края. Между тем содержание только Ангары по нормативам обходится в 37 млн руб. в год. Как признает господин Чесноков, сейчас деньги на обеспечение навигации собираются с самих речных перевозчиков. Сумма сборов составляет около 5 млн руб. в год, которых не хватает для выполнения всех необходимых работ.
Если навигация, которая должна начаться в первых числах июля, будет сорвана, от этого пострадают крупные лесоперерабатывающие предприятия на севере края, которые получают лес на переработку именно по Ангаре. В сезон по ней сплавляют около 2,1 млн кубометров леса, тогда как общий объем переработки комбинатов составляет 3 млн кубометров в год. В финансовом выражении потери от остановки комбинатов могут составить около $140 млн в год. Как рассказал „Ъ“ заместитель генерального директора Лесосибирского ЛДК № 1 Евгений Шевляков, «на сегодняшний день ждет отправки в общей сложности около двадцати плотов, а это 100 тыс. кубометров леса (стоимостью около 100 млн рублей. — „Ъ“)». «Даже после начала навигации некоторое время бессмысленно надеяться на нормальный ритм работы», — рассказал господин Шевляков. Он добавил, что по Ангаре для ЛДК сплавляют около 95% всего перерабатываемого леса. «Мы так или иначе в небольших объемах участвуем в содержании реки в должном состоянии, но этого недостаточно», — признает Евгений Шевляков.
Проблемой уже заинтересовались краевые власти. Депутаты Законодательного собрания пообещали направить соответствующее письмо премьер-министру Михаилу Фрадкову. Как рассказал „Ъ“ руководитель агентства промышленности, энергетики, транспорта и коммуникаций администрации края Денис Пашков, содержание Ангары «действительно относится к федеральным полномочиям, а край не имеет права финансировать эту статью из своего бюджета. Но даже несмотря на это, мы пытались решать данный вопрос за счет эксплуататоров рек и Северного завоза». Однако, считает господин Пашков, такое положение вещей в корне неправильно и заниматься обеспечением навигации должно государство. «Ежегодно край платит в федеральную казну водный налог в размере 1 млрд рублей. А «Енисейречтранс» получает оттуда около 150 млн рублей. Не так уж сложно сравнить эти цифры и понять суть проблемы», — считает господин Пашков. Чиновник признает, что «работа с федеральным уровнем власти ведется постоянно, однако их позиция не поменялась. Они по-прежнему считают, что Ангара — это маленький приток Енисея и содержать его в должном виде совсем не обязательно». «Край вполне мог бы забрать Ангару и другие реки в поле своей компетенции с соответствующим уровнем финансирования в счет водного налога, однако такого решения со стороны федерации пока не предвидится, — подчеркнул он. — Все, что мы можем сделать, так это работать с нашими депутатами в Госдуме по вопросу проектировки бюджета».
Недовольны сложившимся положением и в Енисейском речном пароходстве (ЕРП). «Из-за отсутствия судоходной обстановки нам пришлось начать работу в верховьях Ангары на месяц позже. Теперь, чтобы выполнить обязательства перед клиентами, флоту ЕРП придется работать на притоке дольше, в сложных осенних условиях, что на этой реке довольно опасно», — заявила пресс-секретарь пароходства Варвара Иванова. По ее словам, проблемы с финансированием содержания Ангары ни «Енисейречтранс», ни краевые власти не могут решить уже несколько лет. Однако, разводит руками Денис Пашков, способов влияния на федеральные власти по этому вопросу практически не существует. «Несколько лет назад в такой же ситуации была полностью сорвана навигация на одной из крупных рек России, после чего в государственном бюджете нашлись средства для финансирования. Но это уже крайнее воздействие на федеральное правительство», — заключает он.