Суд продлил новосибирским нацболам арест на три месяца
Новосибирский облсуд продлил еще на три месяца содержание под стражей активистам местного отделения движения нацболов Николаю Балуеву и Вячеславу Русакову, которые проходят по делу о подготовке серии терактов. Защитники предполагаемых террористов намерены обжаловать это решение в Верховном суде.
В мае 2005 года, по данным следствия, Балуев и Русаков якобы готовились совершить ряд терактов. Взрывы должны были прогреметь на железной дороге, в зданиях новосибирского и барнаульского управлений ФСБ. Взрывчатку, считают в прокуратуре, лимоновцы находили под Новосибирском на полигоне арсенала ВМФ. Привести в действие бомбы должны были женщины–смертницы. Нацболам предъявили обвинение по ч. 2 ст. 222 УК («Незаконное хранение оружия и взрывчатых веществ»), ст. 30, ч. 2 ст. 205 УК («Приготовление к терактам»). В январе 2006 года в облсуде по делу состоялось первое заседание. По ходатайству прокуратуры лимоновцев направили на стационарную судебно–психиатрическую экспертизу. Она не обнаружила у Вячеслава Русакова каких–либо отклонений. Зато у Балуева врачи выявили расстройство психической деятельности, и в мае суд назначил нацболу аналогичную экспертизу в Центре судебной медицины имени Сербского. Однако адвокат Балуева Петр Фесенко обратился в Верховный суд с жалобой об отмене дополнительного исследования своего клиента.
В среду суд рассмотрел очередное ходатайство облпрокуратуры о новом продлении Балуеву и Русакову срока содержания под стражей. В здание суда конвой доставил только нацбола Русакова. Балуев, по словам его защитника, уже четвертый месяц находится в карцере: поскольку экспертиза признала его невменяемым, содержать его в общей камере запрещено, а камер–одиночек в СИЗО не хватает. Прокурор мотивировал продление сроков ареста стандартно: лимоновцы обвиняются в тяжком преступлении, а также нет гарантий того, что, оказавшись на свободе, они не примутся за старое. Адвокаты нацболов считают заявление стороны обвинения голословным. Они просили изменить Русакову меру пресечения на любую, не связанную с лишением свободы. По словам же Русакова, ему просто необходимо выйти на свободу, чтобы разыскать пропавшую бабушку и ухаживать за пожилой матерью.
Адвокаты Балуева просили немедленно направить своего подзащитного на лечение в психиатрический стационар. «Специалисты установили, что расстройство психической деятельности развилось у Балуева во время содержания в СИЗО. Если моего подзащитного немедленно не госпитализировать, он превратится в зверя», — заявил „Ъ“ господин Фесенко. Выслушав мнения сторон, суд удалился в совещательную комнату. Председатель судебного заседания нашел доводы прокуратуры убедительней аргументов защиты и продлил до 9 ноября срок содержания лимоновцев в тюрьме. Адвокаты заявили, что обжалуют это неправомерное, по их мнению, постановление в Верховном суде.