Мэрия Норильска увидела в высоких ценах на ГСМ сговор владельцев заправок
Красноярские антимонопольщики вчера начали рассмотрение дела, возбужденного по подозрению в сговоре операторов рынка ГСМ города Норильска. Мэрия заполярного города подозревает ЗАО «Таймырская топливная компания», ООО «Норильскнефтепродукт» и ООО «Арктур» в согласованном повышении цен на бензин, поступающий в розничную продажу. Сами бизнесмены обвинение отрицают и объясняют синхронное повышение цен в феврале этого года объективными экономическими факторами и особенностью местного рынка. Интересно, что компаниям могут простить сговор в связи с вступлением в силу нового антимонопольного законодательства.
Вчера в УФАС по Красноярскому краю началось рассмотрение дела в отношении норильских операторов рынка ГСМ (ЗАО «Таймырская топливная компания», ООО «Норильскнефтепродукт» и ООО «Арктур»). Эти компании подозреваются в нарушении ст. 6 Закона «О конкуренции», а именно в сговоре с целью установления единых розничных цен на бензин и дизельное топливо в городе Норильске. Заявителем по данному делу выступила администрация города, специалисты которой установили, что 10 февраля этого года на всех АЗС города (они принадлежат трем вышеназванным компаниям) были одномоментно повышены цены на всю продукцию, в среднем на 1 рубль за литр. По словам юриста мэрии Альберта Ибатуллина, хоть у чиновников и нет письменных доказательств сговора, «все косвенные факты говорят именно об этом». «В самих компаниях признают, что повышали цены не после экономических расчетов, а после того, как заметили, что на соседней автозаправке выросли цены».
На первом заседании представители коммерческих структур, обвиненных в сговоре, категорически отвергли саму возможность сговора и заявили, что единовременное повышение цен связано с особым положением города Норильска. «Ситуация такова, что если мы начнем ценовую войну, а любая разница в цене для такого маленького города, как Норильск, — это война, то у нас сразу же скупят этот бензин, и мы не сможем выполнить поставки по фиксированным контрактам, — пояснил позицию ООО «Арктур» ее юрист Владислав Пешков. — Ситуация такова, что нам просто невыгодно быстро получать выручку, так как выбрав лимит у «Таймырской топливной компании», новые партии бензина мы сможем приобрести не раньше июня (начало навигации. — „Ъ“). Не самолетом же нам везти топливо». Также, по мнению господина Пешкова, о том, что никакого сговора не могло быть, говорит и тот факт, что раньше директор «Арктура» Александр Ковальчук работал в одном подразделении «Норильского никеля», занимающегося ГСМ, вместе с нынешним главой «Норильскнефтепродукта» Игорем Шибаевым. «С тех пор у них очень конкурентные отношения, мы постоянно бьемся за муниципальные заказы и уж точно не ведем согласованных действий», — пояснил юрист. Поднятие же цен в феврале господин Шибаев объяснил тем, что «еще в январе оптовые цены подняла ТТК», и его компания лишь среагировала на это. «К тому же цены мы подняли не 10 февраля, а немного раньше. Объявление же об этом повесили еще в январе, конкуренты, видимо, увидели его и тоже решили поднять цены», — объяснил Владислав Пешков. Юрист «Норильскнефтепродукта» Евгений Горохов также дал разъяснение комиссии. По его словам, «рост цен в рознице напрямую связан с ростом отпускных цен». По поводу того, что повышение было идентичным, господин Горохов, практически слово в слово повторил объяснение своего конкурента.
Представитель ТТК Ольга Ксанф, в свою очередь, пояснила комиссии, что ее компания действительно повысила отпускные цены в связи с ростом текущих расходов компании. Этим же она объяснила и рост цен на двух принадлежащих ТТК АЗС. Правда, что конкретно привело к росту цен, госпожа Ксанф уточнять не стала. Заслушав стороны, комиссия УФАС постановила отложить рассмотрение дела на несколько недель, для того чтобы получить дополнительную информацию от компаний, касающуюся ценообразования и их взаимоотношений друг с другом. По словам заместителя начальника УФАС Олега Харченко, «дело имеет перспективы» и в случае если сговор подтвердится, компании уплатят всю прибыль, полученную от согласованных действий в федеральный бюджет. «В Норильске очень закрытый рынок, он четко поделен между компаниями, поэтому здесь более просто выявлять нарушения», — пояснил он. Между тем, сам господин Харченко был немного удивлен действиями мэрии Норильска. «Дело в том, что еще в середине 90-х вышло Постановление правительства, которое позволяет регулировать цены на ГСМ в городах, которые относятся к северным территориям, поэтому было бы логичнее такое обращение в администрацию Красноярского края, — пояснил он. — Ведь получается, если цены может устанавливать государство, то ни о каком сговоре не может быть и речи».
Источник „Ъ“ в УФАС утверждает, что у компаний есть шанс избежать наказания. «В октябре вступает в силу новый Закон «О защите конкуренции», статья 13 в нем гласит, что компании могут проводить согласованные действия, если в результате совершенствуется производство, реализация товаров или это способствует экономическому прогрессу, — пояснил он. — Ситуация на норильском рынке такова, что для стабильности экономики действительно разумно поддерживать единые цены, поэтому юристы компании смогут уже в ближайшее время апеллировать к этому пункту». В мэрии Норильска, а также в администрации края вчера не смогли объяснить, почему они не используют возможность административного регулирования розничного рынка ГСМ на северных территориях. По словам источника „Ъ“ в администрации края, «об этом чиновники могли просто не знать».