Стратегия Иркутской области: капитализация Байкала плюс новая индустриализация

21 Ноя 2007, 14:35

Стратегия развития Иркутской области разрабатывалась девять месяцев. Президент Фонда регионального развития, выступившего организатором разработки, Алексей КОЗЬМИН непременно упоминает этот срок, когда речь заходит об их детище, – весьма прозрачны параллели с рождением ребенка и подготовительными к нему процедурами.

В конце октября было объявлено, что материалы стратегии наконец-то готовы и переданы в администрацию области. Что будет дальше – об этом ниже, пока же: как все начиналось и чем продолжалось.

ОДНА ГОЛОВА ХОРОШО…

Разработчиков проекта стратегии было трое: Центр стратегических исследований Приволжского федерального округа, Центр стратегических разработок «Северо-Запад» и компания Strategy partners (до ребрендинга – «Стратегика»). Как отмечает Алексей Козьмин, компании не делали разные варианты одного и того же – в техзадании каждого из них была указана специализация. Так, ЦСР определял стратегию пространственного развития, которая должна лечь в основу схемы территориального планирования, Strategy partners оценивала развитие отраслевой экономики, ЦСИ работал над демографическим и миграционным аспектом. Все наработки были представлены широкой публике в ходе научно-практической конференции «Комплексная экспертиза Стратегии развития Иркутской области», прошедшей на турбазе «Прибайкальская» 20–24 октября.

На пресс-конференции по итогам заседаний президент ФРР ИО рассказал, что участие в работе приняли 122 человека, в том числе представители власти, бизнеса, местного самоуправления, науки, общественных организаций, медиа-бизнеса. Внешние эксперты представляли Москву, Хабаровск, Красноярск, Калининград и даже Францию. Конференция проходила в два этапа: презентационный – представление базовых докладов разработчиков и стратегических документов муниципалитетов области и дискуссионный – обсуждение услышанного и выработка предложений по комплексному варианту документа.

Выступившая первой на конференции представитель ЦСР «Северо-Запад» Виктория МОВИЛЫ в числе особенностей Иркутской области назвала, в частности, меньшие темпы роста внутреннего регионального продукта, по сравнению с Сибирским федеральным округом и ВВП России. Доля сырьевых отраслей в структуре промышленной продукции составляет 80 процентов. Область является экспортно-ориентированной – на экспорт приходится 82 процента внешнего оборота. Основой промышленности служат традиционные низкотехнологичные отрасли. Из 49 городов России, включенных Росгидрометом в перечень промышленных центров с очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха, пять находятся в Приангарье – это Иркутск, Ангарск, Братск, Шелехов, Усолье-Сибирское.

Говоря о сценариях развития региона, Виктория Мовилы отметила, что при инерционном варианте базовым процессом останется эксплуатация доступных ресурсов, в первую очередь – разведанных запасов минерально-сырьевой базы, во вторую – доступной рабочей силы. По ее оценкам, этот сценарий может не состояться только в условиях значительного снижения цен на сырьевые ресурсы, что маловероятно в среднесрочном периоде. Что касается новых сценариев развития, то эксперты ЦСР предлагают два варианта: «новая индустриализация» и «капитализация Байкала». Ресурсом для первого из них являются инвестиции в современные технологии переработки сырьевых запасов, «ядром конкурентоспособности» – добыча углеводородов, химическая промышленность, нефтегазохимия, обогащение урана, лесопереработка, лесохимия. Срок действия этого сценария ограничен запасом природных богатств и сменой технологической платформы в основных отраслях промышленности. При «капитализации Байкала» ресурсом становится побережье уникального озера, ядром конкурентоспособности – туристический кластер, территории вдоль Байкала, обеспеченные транспортной и инженерной инфраструктурой. Срок действия – не ограничен.

Представитель Strategy partners Максим ЛОЗОВСКИЙ заявил, что на значительной территории РФ от Урала до Дальнего Востока Иркутская область – единственный регион, обладающий всеми факторами развития экономики и человеческого капитала. Так, пояснил он, регионы Уральского федерального округа могли бы соревноваться с нашим регионом по природным богатствам и развитию промышленности, однако месторождения там являются выработанными, а экологическая обстановка – в разы менее благополучная. Новосибирск опережает по научному потенциалу, но не конкурирует по промышленному. В Красноярске развита промышленность и энергетика, но территория не дотягивает до Иркутска по научно-образовательному комплексу. Регионы Дальневосточного федерального округа обладают выгодным географическим положением, однако не могут похвастаться развитием ни промышленности, ни науки.

Однако, несмотря на все эти плюсы, Иркутская область (данные 2005 года) входит в последнюю десятку регионов РФ по темпам роста ВРП на душу населения. Мигранты и инвесторы предпочитают области другие регионы. Практически во всех отраслях промышленности отмечена крайне низкая производительность труда. При этом структура занятости такова, что наибольшее число работников трудится в отраслях с наиболее низкой производительностью и наиболее низкой зарплатой. К основным задачам власти Максим Лозовский отнес изменение структуры экономики и повышение производительности труда.

Он выделил три модели развития для Иркутской области: сырьевая и традиционная экономика, сбалансированное и постиндустриальное развитие. Наиболее отвечающей требованиям по привлекательности и достижимости эксперт назвал вторую модель – сбалансированное развитие (если на примере зарубежных стран – то это Франция и Финляндия). По его оценкам, при такой модели будет обеспечена высокая конкурентоспособность экономики, высокая инвестиционная привлекательность и средний уровень рисков. К 2022 году, считает Strategy partners, Иркутская область войдет в число 30 регионов-лидеров РФ по темпам роста, и вообще «станет лучшим местом для жизни и работы». Первый губернатор Иркутской области Юрий НОЖИКОВ, принимавший участие в конференции, отметил, что эксперты придают производительности труда исключительно технократический характер, хотя она зависит и от ряда моральных и нравственных факторов. Разработчики пояснили, что сознательно делали упор на экономической составляющей, потому не затрагивали остальные аспекты.

Говоря о народонаселенческом аспекте развития территории, эксперт ЦСИ ПФО Сергей ГРАДИРОВСКИЙ привел три возможных сценария развития ситуации. Первый из них – «Все остается, как есть». Система расселения, сложившаяся в годы индустриального освоения Восточной Сибири, под воздействием депопуляции и западного дрейфа постепенно разрушается. Население дряхлеет и продолжает спиваться, качество жизни все больше снижается. Немногочисленная молодежь, получив образование, стремится покинуть область. В час Х оставшегося населения станет не хватать даже для поддержания ключевых транспортных инфраструктур, проходящих по территории области, что в силу геополитического положения региона будет означать потерю связности страны в целом. Более энергичные и многочисленные народы привнесут в Сибирь собственные стандарты освоения, что со временем приведет к частичной или полной утрате на этой территории российского суверенитета.

Второй сценарий – «Организованное отступление с наименьшими потерями». Придется чем-то жертвовать ради сохранения целого – например, числом населенных пунктов ради получения нового качества оставшихся. Градировский отмечает, что этот сценарий не сулит немедленных и масштабных успехов, но при нем темпы естественной убыли снизятся, а сальдо миграции приблизится к нулевой отметке. Третий сценарий – «Формирование площадки нового освоения». Эксперт весьма жестко отметил, что этот сценарий маловероятен и возможен исключительно за счет слаженных сверхусилий власти, бизнеса и жителей Иркутской агломерации при масштабной поддержке федерального центра и с опорой на международную кооперацию. Он предполагает качественное улучшение существующих тенденций демографического развития, в том числе увеличение рождаемости до 1,7–1,8 рождения на женщину репродуктивного возраста, рост продолжительности жизни и снижение уровня смертности, уменьшение объема выезда населения в другие регионы и страны, остановку процесса утечки умов.

БОЛЬШИЕ ПЛАНЫ НЕБОЛЬШИХ ТЕРРИТОРИЙ

Стратегические документы на конференции представили семь муниципалитетов: Иркутск. Братск, Черемхово, Ангарский, Шелеховский, Усольский и Усть-Кутский районы. Как пояснил Алексей Козьмин, территории были выбраны с тем расчетом, чтобы они представляли собой некие модельные варианты. Особенно ценной, подчеркнул он, оказалась информация от представителей северных районов.

Выступивший с докладом по Программе комплексного социально-экономического развития Иркутска на 2008–2020 годы начальник управления по стратегическому развитию и инновационной политике Николай ПОТОРОЧЕНКО целью ее реализации назвал значительное повышение уровня и качества жизни в городе. В числе стратегических приоритетов развития Иркутска администрация выделила следующие: город для жизни, крупный транспортно-логистический центр, культурная столица Восточной Сибири, город-стройка, город широких возможностей.

Представляя концепцию развития Братска на 2007–2017 годы, заместитель мэра города Сергей МОСКОВСКИХ среди ее целей назвал развитие экономического потенциала города, совершенствование системы управления муниципальным образованием, перевод города с инерционного на инновационный путь развития. Миссия Братска звучит следующим образом: город, комфортный для жизни населения, привлекательный для бизнеса и инвестиций.

Миссия Усольского района, согласно концепции социально-экономического развития до 2017 года выглядит так: формирование района как интегрированного в областную и российскую экономику многофункционального муниципального образования, обеспечивающего высокое качество жизни населения. Среди приоритетов развития – сельскохозяйственная функция, промышленность, обеспечение жизнедеятельности.

Основной целью программы Черемхово названо развитие новых современных отраслей промышленности. Среди приоритетных направлений – стройиндустрия, машиностроение. Говоря о перспективах развития Усть-Кутского муниципального образования до 2015 года, мэр территории Владимир СЕНИН заявил, что в результате реализации программы планируется увеличить доходы бюджета на 50 процентов, привлечь инвесторов в ряд отраслей, обеспечить воздушное сообщение с соседними территориями. В числе проектов, которые предполагаются к реализации, он назвал строительство ЦБК в пригороде Усть-Кута (ведутся переговоры о создании совместного российско-китайского предприятия) и прокладку железной дороги от станции Лена через поселок Усть-Ордынский до Иркутска (это предполагает стратегия развития железных дорог России до 2030 года).

Среди векторов развития Ангарского района – промышленный центр, центр производства стройматериалов, обогащения урана. Приоритетами социально-экономического развития заместитель мэра территории Ирина ЦЫПЕНКО назвала улучшение социального климата и качества муниципальной среды. Сценарий развития Шелеховского района, по оценкам администрации, – точка роста в составе Иркутской агломерации. Один из проектов, которые планируется реализовать – создание оздоровительной зоны природного парка «Витязь».

РАЗНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОДНОГО РЕГИОНА

Подводя на пресс-конференции итоги обсуждения, президент Фонда регионального развития Алексей Козьмин сообщил, что в результате работы конференции были предложены два сценария – для юга (капитализация Байкала) и севера (новая индустриализация региона). Он отметил, что после анализа материалов эксперты пришли к выводу, что нельзя распространять на обширный регион один подход стратегического развития. Определены точки роста в области. Первая – южное Прибайкалье, где планируется реализовывать непромышленные проекты, развивать инноватику, систему образования (Иркутск, Ангарск, Шелехов – инноватика, Ольхонский, Слюдянский районы – туризм, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Усольский, Заларинский, Черемховский районы – сельское хозяйство). Вторая – северный промышленный узел (Братск, Усть-Илимск, Тайшет, Железногорск-Илимский. Именно здесь должны разворачиваться все проекты промышленного освоения (причем основанные на переработке ресурсов, что более выгодно, чем просто добыча) и логистический центр (Усть-Кут и прилегающие территории – здесь сходятся водный, воздушный, автомобильный и железнодорожный пути). Развитие третьей группы территорий обусловлено, в частности, строительством федеральной трассы «Вилюй», а также освоением месторождений.

Согласно общей стратегии, регион должен развернуться на восток и стать опорной территорией для проектов, которые развиваются на Дальнем Востоке. По мнению Алексея Козьмина, разделение на федеральные округа, произведенное восемь лет назад, уже не соответствует современным вызовам. Указ президента РФ о создании Госкомиссии по развитию Дальнего Востока, Иркутской и Читинской областей, Бурятии задает рамки того макрорегиона, в котором Иркутская область должна ощущать себя ключевой единицей. Президент фонда отметил, что разворот на восток эффективен еще и потому, что это позволит решить проблему конкуренции за все виды ресурсов с Красноярским краем, повернутым на запад. Говоря о роли Иркутска в ближайшие годы, он подчеркнул, что областной центр должен стать столицей нового освоения Сибири и Дальнего Востока. Сюда необходимо стянуть офисы крупных компаний, обеспечить базу для подготовки кадров. Вместе с тем, пока качество городской среды не дотягивает до необходимого для этой ипостаси уровня, но его нужно улучшать.

Отвечая на вопрос, какой сценарий демографического развития был выбран в результате конференции для области, Алексей Козьмин сообщил, что ни на каком из вариантов участники не остановились. Однако в применении к северным территориям наиболее приемлемым назван вариант «Организованное отступление с наименьшими потерями». Население должно быть сконцентрировано в крупных населенных пунктах с развитой инфраструктурой. По словам Козьмина, в ходе конференции представители северных территорий сами пришли к выводу, что поселки, формировавшиеся под конкретные предприятия и ныне прекратившие деятельность, нужно закрывать, нужно вывозить оттуда население и «стягивать северный человеческий ресурс в точки роста». Говоря о юге области, он отметил, что здесь будет продолжаться внутренняя миграция, при этом нельзя будет обойтись без частичного завоза иностранной рабочей силы. В частности, в туристической сфере – для обслуживания 1,5 миллиона туристов, которых рассчитывает привлечь область, нужен квалифицированный гостиничный персонал.

ЧТО ДАЛЬШЕ

Как отметил Алексей Козьмин, впервые в России стратегия региона разрабатывалась в трех вариантах. По его словам, заместитель министра регионального развития РФ Камиль ИСХАКОВ, принимавший участие в работе конференции, назвал мероприятие уникальным. Возможно, предположил Козьмин, другие регионы возьмут этот подход на вооружение. Что же касается проекта стратегии, то замминистра «разделяет и одобряет наше видение будущего области».

К настоящему времени материалы по стратегии переданы в администрацию области. Подготовку документа планируется завершить в декабре. Как сообщил на пресс-конференции директор департамента экономического анализа и прогнозирования администрации региона Александр АНЧУГИН, предполагается, что в последней декаде декабря проект стратегии будет рассмотрен в администрации и представлен на согласование в межведомственную комиссию правительства РФ. Александр Анчугин подчеркнул, что наличие в регионе разработанной стратегии развития, согласованной с федеральным центром, является основанием для выделения средств из бюджета страны. Он отметил, что одновременно сейчас разрабатывается проект программы социально-экономического развития объединенной Иркутской области, который будет учитывать основные моменты стратегии. На заключительном этапе работы находится схема территориального планирования региона. Согласована схема размещения производительных сил. Все эти документы также будут внесены в правительство. Согласование проектов планируется провести в течение 2008 года, чтобы можно было рассчитывать на выделение средств из бюджета РФ 2009 года.




Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года